Не стало Майи Плисецкой
В субботу, 2 мая, в Германии из-за сердечного приступа умерла балерина Майя Плисецкая. Ей было 89 лет.
«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», — рассказал ТАСС генеральный директор Большого Театра Владимир Урин.
По его словам, артистку похоронят в России. «Трудно об этом говорить, в голове пока не укладывается. Буквально на днях мы встречались с Майей Михайловной в Москве обсуждали празднование ее юбилея 20 ноября, задумывали провести грандиозный гала-концерт в ее честь. Майя Михайловна была в полном здравии, и ничто не предвещало беды», — отметил гендиректор Большого.
Урин добавил, что Родион Щедрин сейчас находится в глубоком эмоциональном потрясении. «Поэтому с ним сейчас очень трудно обсуждать вопросы ритуала, но Плисецкую точно похоронят в России, это однозначно», — сказал собеседник агентства. В эфире телеканала«Россия 24» Урин заявил, что 20 ноября в Большом театре пройдет вечер памяти народной артистки СССР.
Президент РФ Владимир Путин выразил глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины, сообщает пресс-служба Кремля.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил, что вместе с Плисецкой «ушла целая эпоха балета». «Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец. Глубокие соболезнования Родиону Константиновичу Щедрину и всем близким Майи Михайловны», — написал глава правительства у себя в Facebook.
«Для всех нас она останется несравненным лебедем, страстной и нежной Кармен»
Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал кончину легендарной артистки великой трагедией. «Мне всегда казалось, что Майя Плисецкая будет жить вечно. Мы готовились отмечать ее 90-летие. Она была великой балериной, великой актрисой, великой женщиной, великой женой — ее брак с Родионом Щедриным был образцовым явлением семейного счастья», — рассказал Швыдкой «Интерфаксу».
Нынешний глава Минкульта Владимир Мединский отметил, что «для всех нас она останется несравненным лебедем, страстной и нежной Кармен, неподражаемой Анной Карениной, легкой Китри». Министр также выразил соболезнования «в первую очередь, ее мужу и партнеру в искусстве Родиону Константиновичу Щедрину, ее коллегам, ученикам, всем поклонникам ее необыкновенного таланта».
По словам худрука балета ГАБТ Сергея Филина, новость о кончине Плисецкой повергло в шок балетную труппу Большого. «Мы готовили потрясающий вечер в честь предстоящего 90-летия Майи Михайловны. Она принимала активное участие в формировании программы, мы постоянно были в контакте, — поведал Филин. — И хотя в работе с Плисецкой нынешнее поколение танцовщиков и не сталкивалось, Майя Михайловна всегда находилась как бы рядом с нами. Мы постараемся сделать так, чтобы она по прежнему оставалась в наших сердцах, наших душах».
Художественный руководитель балета Большого также рассказал, что в ближайшее время будет сформирована программа мероприятий, посвященная балерине. «Весь балетный мир потерял легендарного человека. Майя Плисецкая была символом мирового балетного искусства, поэтому всем нам сейчас очень тяжело, очень больно», — добавил он.
«Я никогда не любила тренироваться, репетировать»
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.
В июне 1941 года Плисецкая удачно дебютировала на сцене филиала Большого театра в выпускном концерте училища. В апреле 1943 года балерина, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Там ей постепенно стали давать ведущие партии. Роль Маши в «Щелкунчике» П.И. Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и другие.
Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и другие. Все эти роли отточили стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом.
Редкий талант актрисы — яркий, трагедийный — проявился в партии Кармен в балете «Кармен-сюита», поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины, отмечает ТАСС.
В 1958 году Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Артистка жила преимущественно в Германии, изредка приезжала вместе с супругом в Москву и Санкт-Петербург. Балерина удостоена множества наград и премий, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Плисецкая танцевала на сцене практически 60 лет, почти 50 из них — на сцене Большого. «Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных — »непродавленная коленка и подъем средненький", — говорила легендарная артистка, напоминает «Интерфакс». Плисецкая также признавалась, что она была «невероятной лентяйкой».
«Я никогда не любила тренироваться, репетировать, — откровенничала Майя Михайловна. — Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги».
О кончине Плисецкой скорбят не только в России
Соболезнования в связи с уходом легендой балета выражают и в Европе. Так, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова Петр Шереметев назвал кончину Плисецкой огромной утратой не только для российской, но и для мировой культуры. «Майя Плисецкая была замечательным послом российской культуры во многих странах мира, — рассказал Шереметев ТАСС.
По его словам, балерину связывали с Францией особые отношения — она покорила ее „еще во время своего первого выступления в Париже в начале шестидесятых, когда занавес поднимался в ее честь целых три десятка раз“.
Глава французской музыкальной ассоциации „Друзья русских сезонов ХХI века“ Софья Лозе, со своей стороны, обратила внимание, что обычно сценическая карьера балетных артистов длится не более 15 лет, „но Плисецкая смогла творить на протяжении целой эпохи, поскольку была не только уникальным знатоком классики, но и бесстрашным первопроходцем“.
Российская балерина была лауреатом парижской премии имени Анны Павловой, кавалером ордена Почетного легиона и ордена Искусств и литературы, а также почетным доктором Сорбонны. В декабре 2010 года солисты трех крупнейших балетных компаний мира — Большого и Мариинского театров, Парижской национальной оперы — посвятили Плисецкой гала-концерт в Париже.
Вице-президент ассоциации „Друзья русских сезонов“ Ольга Мишо напомнила, что Франция сыграла важную роль и в личной судьбе балерины — в 1955 году на вечере у Лили Брик, устроенном по случаю приезда в Москву выдающегося мастера французской сцены Жерара Филипа, Плисецкая впервые встретила Родиона Щедрина. Их союз в итоге продлился более 60 лет.
Вместе с Францией скорбит и Испания. РИА „Новости“ приводит заголовки местных СМИ: „Умерла Майя Плисецкая, великий лебедь классического балета“, „Умерла испано-русская балерина Майя Плисецкая“, „Танец потерял один из своих мифов, Майю Плисецкую“, „Умерла Майя Плисецкая. В 89 лет умерла легендарная танцовщица “смерти лебедя», русская по рождению и испанка по национальности с 1993 года".
«Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», — рассказал ТАСС генеральный директор Большого Театра Владимир Урин.
По его словам, артистку похоронят в России. «Трудно об этом говорить, в голове пока не укладывается. Буквально на днях мы встречались с Майей Михайловной в Москве обсуждали празднование ее юбилея 20 ноября, задумывали провести грандиозный гала-концерт в ее честь. Майя Михайловна была в полном здравии, и ничто не предвещало беды», — отметил гендиректор Большого.
Урин добавил, что Родион Щедрин сейчас находится в глубоком эмоциональном потрясении. «Поэтому с ним сейчас очень трудно обсуждать вопросы ритуала, но Плисецкую точно похоронят в России, это однозначно», — сказал собеседник агентства. В эфире телеканала«Россия 24» Урин заявил, что 20 ноября в Большом театре пройдет вечер памяти народной артистки СССР.
Президент РФ Владимир Путин выразил глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины, сообщает пресс-служба Кремля.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил, что вместе с Плисецкой «ушла целая эпоха балета». «Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец. Глубокие соболезнования Родиону Константиновичу Щедрину и всем близким Майи Михайловны», — написал глава правительства у себя в Facebook.
«Для всех нас она останется несравненным лебедем, страстной и нежной Кармен»
Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой назвал кончину легендарной артистки великой трагедией. «Мне всегда казалось, что Майя Плисецкая будет жить вечно. Мы готовились отмечать ее 90-летие. Она была великой балериной, великой актрисой, великой женщиной, великой женой — ее брак с Родионом Щедриным был образцовым явлением семейного счастья», — рассказал Швыдкой «Интерфаксу».
Нынешний глава Минкульта Владимир Мединский отметил, что «для всех нас она останется несравненным лебедем, страстной и нежной Кармен, неподражаемой Анной Карениной, легкой Китри». Министр также выразил соболезнования «в первую очередь, ее мужу и партнеру в искусстве Родиону Константиновичу Щедрину, ее коллегам, ученикам, всем поклонникам ее необыкновенного таланта».
По словам худрука балета ГАБТ Сергея Филина, новость о кончине Плисецкой повергло в шок балетную труппу Большого. «Мы готовили потрясающий вечер в честь предстоящего 90-летия Майи Михайловны. Она принимала активное участие в формировании программы, мы постоянно были в контакте, — поведал Филин. — И хотя в работе с Плисецкой нынешнее поколение танцовщиков и не сталкивалось, Майя Михайловна всегда находилась как бы рядом с нами. Мы постараемся сделать так, чтобы она по прежнему оставалась в наших сердцах, наших душах».
Художественный руководитель балета Большого также рассказал, что в ближайшее время будет сформирована программа мероприятий, посвященная балерине. «Весь балетный мир потерял легендарного человека. Майя Плисецкая была символом мирового балетного искусства, поэтому всем нам сейчас очень тяжело, очень больно», — добавил он.
«Я никогда не любила тренироваться, репетировать»
Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.
В июне 1941 года Плисецкая удачно дебютировала на сцене филиала Большого театра в выпускном концерте училища. В апреле 1943 года балерина, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Там ей постепенно стали давать ведущие партии. Роль Маши в «Щелкунчике» П.И. Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и другие.
Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и другие. Все эти роли отточили стиль Плисецкой — графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом.
Редкий талант актрисы — яркий, трагедийный — проявился в партии Кармен в балете «Кармен-сюита», поставленном Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. Образ Кармен, одна из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра, явилась ярчайшим проявлением творческого мастерства великой балерины, отмечает ТАСС.
В 1958 году Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Артистка жила преимущественно в Германии, изредка приезжала вместе с супругом в Москву и Санкт-Петербург. Балерина удостоена множества наград и премий, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Плисецкая танцевала на сцене практически 60 лет, почти 50 из них — на сцене Большого. «Сейчас бы меня даже в простую балетную школу не взяли из-за физических данных — »непродавленная коленка и подъем средненький", — говорила легендарная артистка, напоминает «Интерфакс». Плисецкая также признавалась, что она была «невероятной лентяйкой».
«Я никогда не любила тренироваться, репетировать, — откровенничала Майя Михайловна. — Впрочем, в последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги».
О кончине Плисецкой скорбят не только в России
Соболезнования в связи с уходом легендой балета выражают и в Европе. Так, ректор Парижской консерватории имени Сергея Рахманинова Петр Шереметев назвал кончину Плисецкой огромной утратой не только для российской, но и для мировой культуры. «Майя Плисецкая была замечательным послом российской культуры во многих странах мира, — рассказал Шереметев ТАСС.
По его словам, балерину связывали с Францией особые отношения — она покорила ее „еще во время своего первого выступления в Париже в начале шестидесятых, когда занавес поднимался в ее честь целых три десятка раз“.
Глава французской музыкальной ассоциации „Друзья русских сезонов ХХI века“ Софья Лозе, со своей стороны, обратила внимание, что обычно сценическая карьера балетных артистов длится не более 15 лет, „но Плисецкая смогла творить на протяжении целой эпохи, поскольку была не только уникальным знатоком классики, но и бесстрашным первопроходцем“.
Российская балерина была лауреатом парижской премии имени Анны Павловой, кавалером ордена Почетного легиона и ордена Искусств и литературы, а также почетным доктором Сорбонны. В декабре 2010 года солисты трех крупнейших балетных компаний мира — Большого и Мариинского театров, Парижской национальной оперы — посвятили Плисецкой гала-концерт в Париже.
Вице-президент ассоциации „Друзья русских сезонов“ Ольга Мишо напомнила, что Франция сыграла важную роль и в личной судьбе балерины — в 1955 году на вечере у Лили Брик, устроенном по случаю приезда в Москву выдающегося мастера французской сцены Жерара Филипа, Плисецкая впервые встретила Родиона Щедрина. Их союз в итоге продлился более 60 лет.
Вместе с Францией скорбит и Испания. РИА „Новости“ приводит заголовки местных СМИ: „Умерла Майя Плисецкая, великий лебедь классического балета“, „Умерла испано-русская балерина Майя Плисецкая“, „Танец потерял один из своих мифов, Майю Плисецкую“, „Умерла Майя Плисецкая. В 89 лет умерла легендарная танцовщица “смерти лебедя», русская по рождению и испанка по национальности с 1993 года".
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Талантливая и чудесная балерина, пример для подражания.
- ↓
+1
Чудесная балерина… как жаль…
- ↓
+1
Человек которого знали даже те, кто не интересовался балетом, человек показавший всему миру, что СССР помимо сильной державы еще и культурная. В новой России видать жить не смогла, но сердцем всегда оставалась здесь, от того здесь и хотела быт похороненной. Великий был человек некогда великой страны.
- ↓
+2
«Чтобы рабы ощущали свое рабство вроде как норму, Сталин и убил 60 миллионов. Это ведь не преувеличение, что не было семьи в стране, которой не коснулся бы топор сталинского террора. Цементом системы был страх. Он и вошел в генетическую память следующих поколений, как составное.»
Майя Плисецкая.
- ↑
- ↓
+3
Майя Плисецкая — человек планеты. И оплакивать ее будут во всем мире, с которым она жила душа в душу. После распада СССР она с мужем, преимущественно, обитала в Мюнхене. Некоторое время была художественным руководителем Римского театра оперы и балета, Испанского национального балета. Там ее тоже будут оплакивать, как и во Франции, в Англии, Армении, Литве, чье гражданство имели они с мужем. И если ее последняя воля — быть похороненной в России, где она состоялась, это большая честь для нас. Светлая память и Царствие небесное великой танцовщице и красивейшей из женщин нашего времени.
- ↓
+1
Потеря, конечно, тяжёлая! Танцевать в семьдесят — это, конечно, нонсенс! Уверен, она оставила достойных учениц!
- ↓
+3
Вот кого действительно жаль. Не как звезду балета, а как просто хорошего человека.
- ↓
+4
Бывает такое: иссякнут слова,
Опустошенно молчишь, сознавая,
Что наша жизнь, увы, такова —
В час неизвестный приходит до края…
- ↓
+2
Печально!!! Символ русского балета — мировая звезда первой величины. Тяжелая утрата!
- ↓
+2
Да, человек-легенда! Гениальный мастер своего дела! Уходят ярчайшие люди..., но по другому разве может быть? Она явилась примером для многих и, как ни банально звучит, — ее дело будет жить, наша балетная школа одна из лучших в мире. Светлая память!!!
- ↓
+1
Это наша история и гордость… наврятле у нас теперь что-то будет наподобие токого…
- ↓