«Если умрет, то он и так умрет»

Почему врачи все чаще скрывают от пациентов существование современных лекарств В соцсетях гуляет картинка с цитатой из гоголевского «Ревизора»: «Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет». Слова классика почти двухвековой давности снова актуальны.



В российских больницах сотрудникам дается негласная установка: не болтать. Если новые методы лечения болезни или эффективные лекарства не входят в программу госгарантий либо в медучреждении нет возможности их предоставить — пациенту о них просто не расскажут. Доктора мрачно шутят, что поскольку список дефицита растет, скоро самыми доступными останутся физраствор и йод. «Лента.ру» пыталась разобраться, как нехватка денег в системе здравоохранения сказывается на врачебной этике.

Привычка к худшему

Майя Сонина, председатель благотворительного фонда «Кислород», помогающего людям с муковисцидозом (генетическое заболевание, разрушающее легкие), уверяет, что заговор молчания стал обычным явлением. У подопечных фонда в легких скапливается слизь. Чтобы она не гнила, нужны хорошие антибиотики. В некоторых случаях курс лечения — сотни тысяч рублей. Дженерики (аналоги оригинальных препаратов) часто не помогают и вызывают осложнения, поскольку нередко изготавливаются из недостаточно очищенного сырья.
— В поликлиниках больным выписывают импортозамещенные дешевые дженерики, — рассказывает Майя. — Если врачи видят, что лекарство не действует и у больного все больше нарушаются функции дыхания, их это не заботит.
По словам Сониной, сначала люди пытались жаловаться, требовать хороших препаратов, потом смирились: — Администрация больниц их запугала, что если будут куда-то писать — вообще ничего не получат. Больным так и говорят: сейчас всем трудно, должны быть довольны тем, что есть. У врачей зарплаты маленькие, работы много, и на вас время тратить не будем.
И не тратят. В «Кислород» поступает много писем от «запущенных» пациентов. Те, кому муковисцидоз диагностирован недавно, просто не знают, какие варианты лечения существуют
— Недавно мы из Ростова в Москву перевезли 18-летнего мальчика. Ему давали антибиотики еще советских времен, крайне неэффективные в его ситуации. Довели до ужасного состояния. Сейчас, когда мама оказалась в федеральной клинике, она с удивлением читает список назначенных лекарств. И говорит, что даже и не думала, что такие таблетки есть.
От принципа «не болтай» больше всего страдают больные, нуждающиеся в дорогостоящем лечении. Для борьбы с раком груди, например, используется современный препарат герцептин. Стоимость флакона в аптеках — до 80 тысяч рублей.
— При определенном типе онкологии герцептин обязателен, — говорит президент ассоциации онкологических больных «Здравствуй!» Ирина Боровова. — Даже когда пациентка достигла ремиссии, препарат нужно пить как минимум в течении года. В противном случае рак почти всегда возвращается. Несмотря на то что лекарство обязаны закупать, его не хватает. В регионах женщинам о таком препарате даже не говорят. А если больные самостоятельно узнают, местные онкологи убеждают их, что это лишнее.


Меньше знаешь — крепче спишь

Врачи не отрицают, что вынуждены играть в молчанку: за распространение «закрытой» информации начальство может влепить выговор или уволить. Больной или его родственники, услышав о существовании спасительного средства, пишут в прокуратуру, требуют от Минздрава предоставить его бесплатно.
— Нужное лекарство может даже входить в программу госгарантий ОМС, — рассказывает онколог из Санкт-Петербурга Алексей Николаев (фамилия изменена). — Однако в больнице его нет — не купили из-за отсутствия денег. Ситуации бывают разные. Бывает, врач смотрит на пациента и понимает, что назначать ему дорогостоящее лечение, которое государство не предоставит, а сам он вряд ли сможет купить, смысла нет. Поэтому он о таких возможностях и не говорит. Или наоборот — врач видит, что больному по карману дорогой препарат, которого в больнице нет, а значит — ему можно что-то порекомендовать. Однако доктор все равно «партизанит», потому что опытный и представляет: если скажет — благодарный пациент выйдет из кабинета, сядет в дорогую машину, достанет дорогой телефон и позвонит: «Слушай, Михалыч! Мне сказали, что надо приобретать лекарство за свой счет. А почему вы им больницы не снабжаете? Что за фигня такая?» На следующий день доктора вызовет главврач и отчитает: «Чего это ты делаешь? К тебе такие люди приходят, а ты им что предлагаешь? Мне звонили по этому поводу из комитета здравоохранения. Я тебя сейчас накажу. А впредь, если у тебя такие пациенты появятся, веди их ко мне». Так что сегодня главврач августейшим повелением решает, кто достоин современного лечения, а кто нет.
По словам Алексея, многие во врачебном сообществе считают, что принцип дозировки информации — на благо пациента: меньше знаешь — крепче спишь. И мало кто думает о том, что умалчивая отнимают у человека шанс на спасение. Медицина приспосабливается к военно-полевым условиям.
— Система настроена на то, чтобы врачебную практику адаптировать под свои возможности, — объясняет собеседник «Ленты.ру». — А они сейчас весьма ограничены. И когда ты не можешь назначить оптимальное лечение, сам себя убеждаешь, что вроде бы оно и не нужно. Вроде и так хорошо. Сколько и как проживет человек — тебя уже не касается. Один компромисс, другой, а потом ты уже начинаешь рекомендовать людям не то, что делается в ведущих клиниках мира, а то, что у тебя есть. Останется фурацилин — будут лечить им. К сожалению, у нас многие врачи, да и целые больницы этот путь уже прошли.


Будь как все

На фоне регионов островком благополучия до недавнего времени оставалась Москва. Однако и тут врачебная этика несколько искривилась ввиду дефицита средств. Городская онкологическая больница №62, которую профессиональное сообщество и пациенты считают лучшей в стране, стала участницей громкого скандала, связанного с лекарствами. Часть препаратов для химиотерапии клиника получает централизованно, их закупку проводит департамент здравоохранения города. Но поскольку их не хватает, некоторые препараты учреждение закупает самостоятельно — за счет заработанных средств.
— У нас лежал больной не из Москвы, — рассказывает главврач больницы Анатолий Махсон. — Мы его оперировали и лечили по обязательному полису медицинского страхования (ОМС). Но в Москве химиотерапия в тариф ОМС не входит, поскольку препараты для нее закупает сам город, то есть иногородние должны ее оплачивать. Наш больной согласился с этим условием, но когда ему сказали, сколько он должен за это заплатить, схватился за голову и уехал: ему насчитали 90 тысяч рублей. Я очень удивился, потому что обычно у нас за такой цикл химиотерапии выходило около 30 тысяч. Стали разбираться — и оказалось, что в больнице сейчас используется препарат, купленный департаментом здравоохранения Москвы. В той же дозировке и того же производителя мы закупали это лекарство по 7,5 тысяч рублей за флакон, а в централизованной поставке он уже был по 25 тысяч.
После этого врачи ради интереса провели анализ других закупок по линии департамента. Пользовались при этом открытыми данными с сайта zakupki.gov.ru. Разница шокирует. В 2016 году город платил за упаковку золендроновой кислоты от 4135 до 17125 рублей. Это же лекарство в той же расфасовке больница приобрела по 1019 рублей. Упаковка 100 мг Оксалиплатина больнице досталась за 859 рублей, а город умудрился купить это же лекарство с разбросом цен от 5839 до 13580 рублей за пачку. С конца 2014 года по 2016-й стоимость многих отечественных лекарств, приобретенных по городскому тендеру, выросла в 11 раз!
— Мы для себя старались, поэтому вели напрямую переговоры с производителями, — объяснил «Ленте.ру» ценовые метаморфозы Анатолий Махсон. — Другой секрет: фармкомпании соглашались делать нам большие скидки на препараты, срок годности которых истекал. Но лекарства у нас не залеживались, быстро шли в оборот.
Результаты своего «исследования» ГКБ № 62 направила в мэрию Москвы. Там, похоже, руководствуясь принципом «не болтай», с ноября лишили клинику права самостоятельно закупать препараты. Теперь все лекарства больница будет получать на общих основаниях — чтобы у кого-нибудь снова не возникло искушения сравнить. Более того, в профессиональном сообществе поползли слухи о том, что больницу реструктуризируют, оптимизируют, а то и вовсе закроют.

Впрочем, в департаменте здравоохранения города Москвы эти слухи решительно опровергли. «Ленте.ру» там заявили, что никаких планов и тем более распорядительных документов по закрытию онкологической больница № 62 не существует. Напротив, департамент «планирует и дальше укреплять и развивать эту клинику, которая по праву считается одной из ведущих по онкологическому профилю».
Выступая на городской клинико-анатомической конференции, вице-мэр Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников посвятил ситуации в онкологической больнице отдельное выступление. По его словам, перевод клиники на централизованные закупки ни в коем случае нельзя считать злым умыслом.
— В 2015 году, в соответствии с законом, мы погрузили стационарную помощь по онкологии в систему ОМС, прекрасно понимая, что стоимость лечения онкологических больных, мягко говоря, не полностью покрывается этими тарифами, — объясняет Печатников. — И тогда Анатолий Нахимович Махсон пришел ко мне с предложением: на период такой адаптации в порядке эксперимента перевести больницу в статус автономного учреждения. Он это очень четко аргументировал, и я посчитал это разумным. У автономного учреждения, в частности, была возможность закупать препараты не по закону ФЗ №44, а по ФЗ №223, то есть, по сути, у единственного поставщика. Он убедил меня, что сможет договориться с поставщиками, чтобы ему отпускали препараты дешевле. Мы такое исключение сделали — это была единственная больница в Москве, ни одна другая, работающая с онкологическими больными, такую привилегию не получила.
Однако с 1 января 2017 года, по словам Печатникова, в Москве ФЗ №223 перестает действовать. Дело в том, что некоторые предприятия злоупотребляли правом закупать у единственного поставщика и допускали нарушения финансовой дисциплины. И хотя к Анатолию Махсону в этом смысле никаких претензий никогда не возникало, мэр принял решение с 2017 года перевести все ГУПы и автономные учреждения на закупки по ФЗ №44. А это, по мнению вице-мэра, означает, что условия автономии становятся бессмысленными и даже опасными.
Скачки цен на конкурсе Печатников объясняет бюрократическими коллизиями, которые на сегодняшний день уже ликвидированы.
— До 2015 года при централизованных закупках лекарств в качестве начальной максимальной цены ставили минимальную цену, зарегистрированную в Минздраве, — поясняет вице-мэр. — Но 12 января 2015 года все регионы получили директивное письмо из Министерства экономики, которое обязывало ставить максимальную зарегистрированную цену, чтобы в торгах могли принять участие абсолютно все поставщики. Все взяли под козырек, исполнили, и лекарства действительно подорожали. Но теперь мы вернулись к той методике определения цены, которая была до этого письма. Даже если в нем не было злого умысла, это глупость, конечно, была невероятная.
Печатников обещает внимательно изучить опыт клиники в лекарственном обеспечении и взять на вооружение, уверяя, что она «была и остается одной из лучших онкологических больниц не только в Москве, но и в России».

— Нашим пациентам мы стараемся говорить о том, как лечат их случаи в мире, — продолжает Махсон. — И не только говорить, но и покупать инновационные препараты. Мы купили, например, за счет больницы Бейодайм. Курс лечения им стоит около 2 миллионов рублей. Он помогает молодым женщинам с Her-позитивным раком молочной железы. Если мы используем только герцептин, который есть сегодня в госзакупках, вылечиваем 40 процентов этих больных. С новым препаратом — 75-80 процентов. И самое важное — лекарство можно использовать при беременности. Мы на 20 миллионов купили этот препарат. Хорошо, если всем хватает. А если нет — как врачу выбирать? Пока у нас хватало. Как дальше — не знаю. Наверное, все станет как у всех.
По прогнозам Махсона, в российской медицине все изменится лишь тогда, когда министр здравоохранения начнет говорить правду, а не твердить, что у нас все замечательно и будет еще лучше.
— Разве может быть все замечательно, когда бюджет на здравоохранение в России составляет 3,5 процента от ВВП, а в развитых странах — 8-16 процентов? — подводит он итог. — Если денег нет, то нужно менять систему медицинского страхования. Современная — не работает.
« Роскомнадзор заблокировал сам себя!
Медведев объявил о достижении "целей... »
  • +3

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
На 20% сократят бюджет в сфере медицина и образование… то есть на 40% — от общего. Я помню, говорила министр медицины — о народных средствах. Так вот министр — только после — Вас. Ну а Гоголь — великий и могучий, как и вся литература русская — всегда прав.)) К простому люду — обращался и к жизни призывал, простых. Но ведь мы — «за Царя батюшку»...(
+2
Какая же, сегодняшняя РФ, чудовищная страна. Здоровому человеку жить душно. Задыхается от вранья. Страдает от беспредела. Не может, без риска для жизни, кормиться, приобретая «импортозамещение» в виде отравленных химией продуктов питания. Чтобы уничтожить своего гражданина, власть бегает за ним по пятам, делая его больным… Больным жить еще страшнее. Медицина перестала быть шансом на спасение… На фоне вранья власти о предоставлении массам прав на высокотехнологичные операции, вранья о сроках увеличения продолжительности жизни, видим же из предложенного к обсуждению материала, что все — с точностью до наоборот… Если здоровые, которые платят налогами дань в казну, власть еще как-то интересуют, то больные ей совсем без надобности. Действительно, сам выживет, если положено… Безнравственность врачей на этом фоне вполне понятна. Гниет ведь с головы. Как страшно за людей, попавших в цепки лапы тяжелой болезни. И как понятно, почему сами наши чиновники в РФ не лечатся. Детей своих определяют жить за рубеж. Занимаются бизнесом в РФ, зарабатывают здесь деньги, чтобы только иметь возможность уехать из нее и поселиться там, где на помощь, в случае беды, придет социально ориентированное государство… Не укравшее бюджетный средства, выделенные на лекарства… Никогда России не стать им… И вопреки распространенному выражению «здоровья не купишь», в РФ его можно только купить, на что у многих элементарно нет денег… Грустная тема. Не для спекуляций путиноидов-Орбидолов…
-4
Посадки где? Конфискации где? Отчеты с СМИ где. Доведение до общественности результатов закупок на средства этой общественности где? Где портрет министра здравоохранения в СМИ с ответами на эти и такие же вопросы? Или там у власти опять «Орбидолы»?
+3
О чем лай? вот ваши слова «Кто хочет результат тот ищет способ, кому неинтересен результат ищет причины и виноватых» Купи лекарства да лечись… или министр здравоохранения виноват? У вас кремлеботов уже правая рука не знает что дрочит левая…
-4
Опять вляпался в навоз, к сожалению. На предметное стекло легло тело еще одного «оппозиционера», смотреть не на что. Переизбыток перегноя.
+3
Что то «шарик» несуразное пролаял, от Преображенского сбежал болезный.
-4
Несуразность это ваше существование. С тобой количество мусора прибыло. От сырости наверное.
+3
И ещё раз. Вот ваши слова «Кто хочет результат тот ищет способ, кому неинтересен результат ищет причины и виноватых» Купи лекарства да лечись… или министр здравоохранения виноват? )))
-4
Бред послетаблеточный, навязчивый…
+1
Понятно, но вы с таблетками поаккуратней…
-2
Не ширяйся, не поможет. Бредишь медикаментозно. Мерзкое поведение и воспитание тоже. Нельзя допускать таких до управления даже ЖКХ.
+2
сегодня вторник и санитар выдал ему синюю пилюлю, красные им по нечётным дням выдают
+3
Употребил какой-то неизвестный Орбидол, вместо продающегося в аптеках Арбидола-замкнуло. А вообще-то это его обычный текст из нафталинового набора штампов. Он его дословно переносит из темы в тему с исетеричными воплями «доколе, где посадки, конфискации?» в независимости от того, что обсуждается… «Доведение до общественности»-самое смешное в представленной бессмысленной тираде пустобреха…
-4
Ботало от оппозиции какая ты мерзость…
+3
Да хоть кто для тебя, пустобрех… Главное, что Арбидол пишется через А, а не через О, как наврал ты… И один и тот же текст, ты, пустобрех, тупо тиражируешь на разных темах. И с мозгами имеешь крупные проблемы. А вот с плебейским хамством у тебя — полный порядок. Но все равно, тебя, Шарик, которого из дворового слюнявого пса, в научных целях, профессор Преображенский временно преобразовал в уродливого Шарикова, в короткий срок он же преобразовал и обратно в дворового пса. Так что, многие, кто читал «Собачье сердце» Булгакова все про тебя знают… Играй пока на балалайке)))
-2
Галлюциногены поменьше потребляй, уже необратимый процесс начался. Достала ботало философию пойди изучать, проблема с терминами. А базарностью проблем нет.
+2
Чмо! А ведь свое собственное, не сворованное у других, тебе совсем не дается-замкнуло на галлюциногенах. Любишь с ними прибалдеть? Раз тиражируешь на эту тему одинаковую лабуду, не зная больше, о чем говорить-ничего не читал, ни в чем не ориентируешься. Обаму и Косово вставить некуда… Необратимый процесс для тебя начался еще до пенсии… Арбидол через А-лекарство, а не философия… Но даже в написании этого названия ты сделал ошибку, наврал, повизгивая о каком-то Орбидоле… Но ты же привык на форуме устраивать а)помойку, б)свару, в) лживые сцены… Так что, продолжай играть на балалайке, Шариков, на глазах у консилиума врачей...))). Обращения, типа «ботало», выделяются в середине предложения, по правилам русского языка, запятыми с двух сторон… Наврал и здесь, вертухай…
-2
То что я люблю тебя не касается, а про галлюциногены сразу вспоминаю, когда ересь твою читаю. Бред медикаментозный. Ботало это не обращение, а характеристика. Несвязно и невнятно, своих мыслей нет, только заимствования и попытки поучать.Откуда у журналюги неудачника такая мания величия.
+1
Обращение в середине предложения, согласно правилам русского языка, выделяется с двух сторон запятыми, безграмотный дебилоид. Пример характеристики: Эй ты, чмо, не юли: никого не интересует что ты любишь. Видно же, что, как и Шариков, балалайку. Отвали, обсуждай тему. Не замыливай ее, не устраивай на ней провокаций с троллингом и заветной целью бредоносца — сварой. Прочти тему, осознай ее, бесстыжий ты вертухай, наглотавшийся токсичного Орбидола вместо медицинского препарата Арбидола…
-3
Ботало. Без запятых. Это обращение. Экзистенцию изучила??? Изучай бездарная неудачница…
+4
Чмо, изучай запятые, название лекарственных препаратов. Играй на балалайке. И отваливай. На теме, касающейся жизни и здоровья россиян тебе, вертухай, не место. Гадишь много. Лжешь… Что вредит национальному здоровью… Изучай матчасть о смертельных диагнозах по материалу к обсуждению от Derзkaя, клинический идиот… Можешь стать следующим в скорбном списке… А теперь пошел вон…
+1
++++++)))