Сожжение скреп
Власть уничтожила ту последнюю моральную опору, которая всех объединяла
Когда я был маленьким, то раз в неделю наблюдал такую картину: мои родители вслух читали вечернюю газету, вернее, одну ее рубрику, которая называлась «Окно сатиры Фомы Протиры». Статью сопровождал рисунок самого Фомы Протиры в виде дворника, который метлой выметал недостатки. И он действительно выметал — обращение газеты обычно заканчивалось громким увольнением героя статьи, и граждане знали: газета выступила — меры приняты!
Сейчас всё по-другому. Самая популярная газета «Московский комсомолец» каждый день рассказывает о каких-то ужасных сенсациях, требующих немедленной реакции. И ничего. Известный журналист Александр Минкин даже открытые письма президенту пишет.
И ничего.
Может, президент эти письма читает, может, нет. Главное, что никакой реакции нет, да и неудивительно — лидер страны сказал в интервью, что никаких ошибок не допускал. А раз не допускал, то чего реагировать.
Вот почему этот текст — он не для власти, а для читателя.
Он про сжигание продуктов.
Я понимаю, что эта тема уже раскрыта и с той стороны, и с этой. Видимо, можно будет не одну диссертацию написать о том, как эта шокирующая процедура стала новым водоразделом, новой межой, разделившей общество. Этих расколов и так было немало — все законы Думы последнего времени как будто специально были написаны, чтобы расколоть общество, натравить одну его часть на другую.
Но приказ уничтожать продукты — это апофеоз!
Когда я произношу «сжигать продукты», то пытливый патриот обычно указывает мне на ошибку, он уточняет, что сжигаются нелегальные продукты, сжигается контрафакт. Дальше патриот задает вопрос: «Вот если бы они переправляли наркотики, их бы тоже нужно было бы отдавать в детские дома?!» А для убедительности еще спрашивают так: «Разве не было на Западе историй, когда фермеры выливали молоко в канавы и давили катками овощи-фрукты?». И тут приходится долго объяснять, что сравнивать сыр и наркотик глупо — может, по запаху отдельные виды сыра и похожи на запрещенное зелье, но зачем комедию ломать? А западные фермеры не чужое, а свое жгли, ибо продуктов был переизбыток; жгли, чтобы цены не упали. Если бы какой-то российский фермер сам сжег свою продукцию, я бы ему и слова не сказал.
Но тут жгут чужое, да еще в голодной стране.
Именно в голодной, и пусть никого не обманет продуктовое изобилие в супермаркетах. Жизнь России во все времена делилась на голодную и очень голодную. Девяностые годы с их пустыми полками все помнят, а времена СССР я могу описать.
Мальчиком я входил в скромный продуктовый на улице Ушакова. В магазине все годы был один и тот же набор продуктов — три вида вареных колбас и два полукопченых. Сухой колбасы не было никогда. В огромном бидоне стоял один вид молока. В деревянной бочке покоился один вид ржавой селедки. Были нехитрые крупы и много конфет — в городе была своя фабрика. Кофе было в виде цикория и какого-то кофейного напитка без кофе. Чай был грузинский, в котором не было чая. Мясо было в виде костей. Иногда бывали куры, но редко.
Подобный дефицит в те времена никто не критиковал — от последней войны было не так далеко, по улице ходили молодые еще ветераны.
Этот дух скромного достоинства утверждался и в моей семье. Я не имел права не доесть, а тем более выбросить хлеб. Мать объясняла, что он не растет на деревьях, а если я не доедал свой кусок, то она брала его, обрезала и резала на сухарики. Это уважение к продукту шло через наши экскурсии. Мы ходили на завод-пекарню, смотрели, как на наших глазах пекут хлеб. На конфетной фабрике при нас конфеты купались в шоколаде — позже нам давали по паре штук.
Тут я бы мог сказать: мое поколение знало цену еды.
Но я заявляю: цену еды знает любое поколение.
В России живут вполне нормальные люди: они знают, что булка хлеба, кусок мяса, стакан молока — это результат человеческого труда, заботы и старания. В России живут люди, которым бы никогда не пришло в голову уничтожить продукты, сжечь их, растоптать. Для россиянина, с его генетической памятью на лишения и голод, сжечь еду — это сжечь картину с улыбкой Джоконды, просто рука не поднимется.
Мы всё ищем для России скрепу, объединяющую народ. Так вот, еда, рожденная трудом — а еда, она вся такая, — и есть естественная и неотчуждаемая скрепа, несущая в себе мораль российского общества.
И реакция на уничтожение еды лишь подтвердила эту мысль: 84% опрошенных осудили продуктовые костры. А толпы пугливых пенсионеров, роющихся в кучах раздавленных овощей-фруктов, стали реальной оценкой действий властей.
А власть сама не поняла, что сотворила. Она — во второй раз — уничтожила ту последнюю моральную опору, которая всех объединяла.
Смею утверждать, что таких опор в России было две. Одна — это понимание общего врага, того абсолютного зла, против которого мог выступить каждый гражданин независимо от пола, религии и политических взглядов.
Это был фашизм. Тридцать миллионов наших погибших сограждан, казалось, навеки впечатали в нас понимание и ощущение врага. Но циничные политики решили назвать фашистами вначале оппозицию, а потом и соседей, с которыми против фашистов боролись. Ненависть к фашизму была размыта — если фашистом является сосед, с которым ты вместе воевал, то кто тогда убил тридцать миллионов советских людей? Сосед? Но он не убивал. Кто-то другой? Но разве мог фашист убить столько людей, ведь мы хорошо знаем соседа, он совсем не страшный. Или он разный, этот фашизм, — один украинский, другой нацистский.
Эта игра в «фашизм на потребу» имеет катастрофические последствия — понятие абсолютного зла растоптано. Теперь страшнейшее понятие, даже не кропленное, а залитое кровью, не вызывает у юного россиянина никакого отторжения. Тем более что сосед-фашист говорит по-русски и к нему можно съездить на выходные на борщ с салом.
Второй абсолютной опорой было уважение к еде, взращенной трудом.
Эта опора сожжена во имя той же жалкой политики.
Передающаяся из поколения в поколение идея, что труд есть понятие абсолютное, уничтожено одним приказом. Теперь на вопрос «почему не доел, почему бросил хлеб в мусор», следует жесткий ответ: лучше в мусор, чем в костер.
Понимаете, это не сыр сожгли, не персики раздавили бульдозером — это сожгли и раздавили идею, что труд первичен, что именно он и есть залог величия страны. Если еду, созданную трудом, можно уничтожить по приказу, то что является святым, нерушимым и абсолютным в нашей стране? А если кострище показывают по телевизору, то что этим говорят детям, которых только что в школе учили «уважать и любить»? Персики, которые оказались не в детском доме, не у престарелых, а в яме, — они чему учат детей — родину любить?
В чем же величие страны? Что осталось абсолютным и нетронутым — да не потому, что руки не добрались, а потому, что «не сметь лапать грязными руками!»?
Чего добилась власть, кроме толпы, до хрипоты спорящей о том, кто фашист и правильно ли сжигать продукты, если они нелегальны.
В чем величие общества? В толпе пенсионеров, только что пропевших осанну власти и тут же прыгнувших в кучу полураздавленных персиков за добычей?
Я скажу так: каждый живет со своим богом в душе и в голове.
Мой бог простой.
Если дети не доели хлеб, я беру нож и режу его на сухарики.
Так было и так будет.
Матвей Ганапольский
Когда я был маленьким, то раз в неделю наблюдал такую картину: мои родители вслух читали вечернюю газету, вернее, одну ее рубрику, которая называлась «Окно сатиры Фомы Протиры». Статью сопровождал рисунок самого Фомы Протиры в виде дворника, который метлой выметал недостатки. И он действительно выметал — обращение газеты обычно заканчивалось громким увольнением героя статьи, и граждане знали: газета выступила — меры приняты!
Сейчас всё по-другому. Самая популярная газета «Московский комсомолец» каждый день рассказывает о каких-то ужасных сенсациях, требующих немедленной реакции. И ничего. Известный журналист Александр Минкин даже открытые письма президенту пишет.
И ничего.
Может, президент эти письма читает, может, нет. Главное, что никакой реакции нет, да и неудивительно — лидер страны сказал в интервью, что никаких ошибок не допускал. А раз не допускал, то чего реагировать.
Вот почему этот текст — он не для власти, а для читателя.
Он про сжигание продуктов.
Я понимаю, что эта тема уже раскрыта и с той стороны, и с этой. Видимо, можно будет не одну диссертацию написать о том, как эта шокирующая процедура стала новым водоразделом, новой межой, разделившей общество. Этих расколов и так было немало — все законы Думы последнего времени как будто специально были написаны, чтобы расколоть общество, натравить одну его часть на другую.
Но приказ уничтожать продукты — это апофеоз!
Когда я произношу «сжигать продукты», то пытливый патриот обычно указывает мне на ошибку, он уточняет, что сжигаются нелегальные продукты, сжигается контрафакт. Дальше патриот задает вопрос: «Вот если бы они переправляли наркотики, их бы тоже нужно было бы отдавать в детские дома?!» А для убедительности еще спрашивают так: «Разве не было на Западе историй, когда фермеры выливали молоко в канавы и давили катками овощи-фрукты?». И тут приходится долго объяснять, что сравнивать сыр и наркотик глупо — может, по запаху отдельные виды сыра и похожи на запрещенное зелье, но зачем комедию ломать? А западные фермеры не чужое, а свое жгли, ибо продуктов был переизбыток; жгли, чтобы цены не упали. Если бы какой-то российский фермер сам сжег свою продукцию, я бы ему и слова не сказал.
Но тут жгут чужое, да еще в голодной стране.
Именно в голодной, и пусть никого не обманет продуктовое изобилие в супермаркетах. Жизнь России во все времена делилась на голодную и очень голодную. Девяностые годы с их пустыми полками все помнят, а времена СССР я могу описать.
Мальчиком я входил в скромный продуктовый на улице Ушакова. В магазине все годы был один и тот же набор продуктов — три вида вареных колбас и два полукопченых. Сухой колбасы не было никогда. В огромном бидоне стоял один вид молока. В деревянной бочке покоился один вид ржавой селедки. Были нехитрые крупы и много конфет — в городе была своя фабрика. Кофе было в виде цикория и какого-то кофейного напитка без кофе. Чай был грузинский, в котором не было чая. Мясо было в виде костей. Иногда бывали куры, но редко.
Подобный дефицит в те времена никто не критиковал — от последней войны было не так далеко, по улице ходили молодые еще ветераны.
Этот дух скромного достоинства утверждался и в моей семье. Я не имел права не доесть, а тем более выбросить хлеб. Мать объясняла, что он не растет на деревьях, а если я не доедал свой кусок, то она брала его, обрезала и резала на сухарики. Это уважение к продукту шло через наши экскурсии. Мы ходили на завод-пекарню, смотрели, как на наших глазах пекут хлеб. На конфетной фабрике при нас конфеты купались в шоколаде — позже нам давали по паре штук.
Тут я бы мог сказать: мое поколение знало цену еды.
Но я заявляю: цену еды знает любое поколение.
В России живут вполне нормальные люди: они знают, что булка хлеба, кусок мяса, стакан молока — это результат человеческого труда, заботы и старания. В России живут люди, которым бы никогда не пришло в голову уничтожить продукты, сжечь их, растоптать. Для россиянина, с его генетической памятью на лишения и голод, сжечь еду — это сжечь картину с улыбкой Джоконды, просто рука не поднимется.
Мы всё ищем для России скрепу, объединяющую народ. Так вот, еда, рожденная трудом — а еда, она вся такая, — и есть естественная и неотчуждаемая скрепа, несущая в себе мораль российского общества.
И реакция на уничтожение еды лишь подтвердила эту мысль: 84% опрошенных осудили продуктовые костры. А толпы пугливых пенсионеров, роющихся в кучах раздавленных овощей-фруктов, стали реальной оценкой действий властей.
А власть сама не поняла, что сотворила. Она — во второй раз — уничтожила ту последнюю моральную опору, которая всех объединяла.
Смею утверждать, что таких опор в России было две. Одна — это понимание общего врага, того абсолютного зла, против которого мог выступить каждый гражданин независимо от пола, религии и политических взглядов.
Это был фашизм. Тридцать миллионов наших погибших сограждан, казалось, навеки впечатали в нас понимание и ощущение врага. Но циничные политики решили назвать фашистами вначале оппозицию, а потом и соседей, с которыми против фашистов боролись. Ненависть к фашизму была размыта — если фашистом является сосед, с которым ты вместе воевал, то кто тогда убил тридцать миллионов советских людей? Сосед? Но он не убивал. Кто-то другой? Но разве мог фашист убить столько людей, ведь мы хорошо знаем соседа, он совсем не страшный. Или он разный, этот фашизм, — один украинский, другой нацистский.
Эта игра в «фашизм на потребу» имеет катастрофические последствия — понятие абсолютного зла растоптано. Теперь страшнейшее понятие, даже не кропленное, а залитое кровью, не вызывает у юного россиянина никакого отторжения. Тем более что сосед-фашист говорит по-русски и к нему можно съездить на выходные на борщ с салом.
Второй абсолютной опорой было уважение к еде, взращенной трудом.
Эта опора сожжена во имя той же жалкой политики.
Передающаяся из поколения в поколение идея, что труд есть понятие абсолютное, уничтожено одним приказом. Теперь на вопрос «почему не доел, почему бросил хлеб в мусор», следует жесткий ответ: лучше в мусор, чем в костер.
Понимаете, это не сыр сожгли, не персики раздавили бульдозером — это сожгли и раздавили идею, что труд первичен, что именно он и есть залог величия страны. Если еду, созданную трудом, можно уничтожить по приказу, то что является святым, нерушимым и абсолютным в нашей стране? А если кострище показывают по телевизору, то что этим говорят детям, которых только что в школе учили «уважать и любить»? Персики, которые оказались не в детском доме, не у престарелых, а в яме, — они чему учат детей — родину любить?
В чем же величие страны? Что осталось абсолютным и нетронутым — да не потому, что руки не добрались, а потому, что «не сметь лапать грязными руками!»?
Чего добилась власть, кроме толпы, до хрипоты спорящей о том, кто фашист и правильно ли сжигать продукты, если они нелегальны.
В чем величие общества? В толпе пенсионеров, только что пропевших осанну власти и тут же прыгнувших в кучу полураздавленных персиков за добычей?
Я скажу так: каждый живет со своим богом в душе и в голове.
Мой бог простой.
Если дети не доели хлеб, я беру нож и режу его на сухарики.
Так было и так будет.
Матвей Ганапольский
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Замечательная статья. Как бы мне хотелось чтобы её прочли — ветераны — те ветераны, КОТОРЫХ НЕТ. Своё бы слово — они(ветераны) сказали бы.
- ↓
+1
… расскажу пример той страны, где проживаю — продукты выбрасываются, которые не свежие и очень важно срок годности. Очень большую помощь оказывает Красный Крест, сотрудники даже!!! приходят в супермаркет и проводят акцию — «Помоги малоимущим», люди покупают — как могут и кладут продукты и средства гигиены в спец.тележки — я наблюдала за глазами людей, которые помогают — в них(глазах) есть боль и гордость… и улыбка добрая. Я всегда помогаю — когда акция и уверенна — МОЙ ДЕД(покойный) мной гордится. УВЫ о своей родной стране такое сказать не могу — я никогда не видела такие акции…
- ↑
- ↓
+1
Здорово!
У нас слишком много мракобесия. Пока акции ограничиваются примерно вот так:
1.
— У Вас не найдётся 15 рублей?
— Пропьёшь ведь!
— Нет, правда…
-Врёшь. Но, ок. Пошли. Куплю жратву и воду.
2.
Метро «Маяковская», вход со стороны памятника, прямо за дверьми, справа. Часов 16 буднего дня. Интеллигентнейшая опрятная старушка в двух иссохших ручках держит книги на продажу. Причём правая рука на палочку опирается. Там Маркес- он тяжёлый (хорошее издание). В левой стихи (чьи не помню).
— Почём Габриэль?
— 500
На кармане 400 было. Тупо сунул 150 и смотался вниз, оставив торговать её дальше. День был испорчен…
- ↑
- ↓
0
А такой вариант. «Дяденька, дайте на хлебушек». Достаю булку хлеба, отдаю. " Да ты че козел делаешь? Я тебе русским языком прошу НА ХЛЕБУШЕК!!!"
- ↑
- ↓
+2
… с ума сойти — Маркеса! продают. Народ — не шарит — убогий. А старушка — последнее видно отдавала, что любила. Я не видела у нас махровых алкаголиков, а вот цыгане румынские — сидят попрошайничают. Я никогда! им(цыганам) не помогаю. Старушка с Маркесом — просто потряс рассказ. А? может я путаю — я имею в виду Габриель Гарсия Маркес..., не революционера — Маркеса… фу ты, дай бог, чтобы я ошиблась. Жестоко.
- ↑
- ↓
+1
Писателя продавала коренная местная (видно было) москвичка. На Маяковке. Видно было так же нужду. Вот чего… А мимо летели иностранцы стайками, офисный планктон, другие граждане… жизнь мимо летела сгорбленной фигурки…
- ↑
- ↓
+1
… мы(поколение) умеем Читать и Слушать, и Слышать… нас научила та жизнь в СССР… мне знакома эта картинка, которую Вы описали...(( А ещё глаза — пустые и красные… так помню. Но у Чайковский Холл никогда не видела — старушек продающих книги… спасибо, за рассказ.
- ↑
- ↓
+1
Я её так же больше не встречал. Хожу там часто (работа). Но врезалась занозой в память, укором.
Ну а так то самая грусть 5-6 числа в Сбербанке и магазинах рядом. Время получения пенсий для движущихся это…
- ↑
- ↓
+1
… Карл Маркс — ошиблась, заторопилась. Мы в институте называли его(Маркса) — Карло Марло...)) Прошу прощение у всех — почитающих.
- ↑
- ↓
+2
Не… Кырло-Мырло....)))
- ↑
- ↓
+1
...)))в интерпритациях — одна из них — Ваша, но это — медики так. А мы педагогои — как выше...))
- ↑
- ↓
+2
Если дети не доели хлеб-я режу его на сухарики. Уничтожение продуктов-пинок в русскую ДУШУ. Иначе это никак назвать нельзя. И оправдать нельзя.
- ↓
+1
50 украинских утят-нелегалов усыпили и сожгли.
lifenews.ru/news/155280
Россия, вперёд!)))
- ↓
-2
«Московский комсомолец» без апофеоза и прочих заметных обществу выступлений вышел бы с предложением:" Мы в ответе за доставку в нужное время в нужное место изъятых продуктов!!!". Только надо учесть, что для присмотра за этой процедурой образуется комитет недопущения разворовывания изъятого, комитет доставки, проверки на микробы и палочки и т.д. и т.п. и всё это повиснет на «Московском комсомольце». Прежде чем визжать надо предложить свою схему работы, но помнить надо, что инициатива наказуема. Предложил -выполняй.
- ↓
+1
«Визжать» ©?????
Это Вы об отношении к еде?
Прочтите статью всё же.
Кстати уставная деятельность средств массовой информации отличается от " доставки в нужное время в нужное место...". Да и глупо явный идиотизм власти организовывать. А вот рассматривать критчески инициативы правительства — их прямая задача.
Ну а дел, реальных и полезных, у МК с 1919 года то поболее наберётся…
- ↑
- ↓
-3
Да четвертая власть главный организатор, а «МК» просто дешевая рекламная листовка. Организовывать и пояснять надо, а не заниматься популизмом.
- ↑
- ↓
+1
Поясняют, организуют то, что считают нужным. С пользой для народа, кстати, а не для себя.
Эта "… дешевая рекламная листовка.." одна из немногих газет, которую власть свалить пока не может (причин несколько).
Вопросы к Вам, как к специалисту:
1. Чего стоит власть, не способная закрыть «дешевую рекламную листовку»?
2. Если же МК прокремлёвский втайне, то «дешевая рекламная листовка» автоматом проецируется на власть.
- ↑
- ↓
0
Не в курсе он, что «Московский Комсомолец»-лояльная к власти газета, работающая под ее присмотром. И если такой материал выходит, значит он согласован, с кем надо…
- ↑
- ↓
0
Сложный вопрос о лояльности. Непростой. И да и нет.
Да и «присмотр» оригинальный...))
Конечно, власть это кланы. Конечно — борьба. МК в достаточно порядочной (нравственно) нише находится.
Да и судить по отдельным коррамм типа Хинштейна (рупора не своей инфы), наверное, неверно…
В целом, у меня лично, газета резонанс вызывает. Многие посылы верны, только домыслить…
- ↑
- ↓
0
А у меня никаких сомнений не вызывает ее лояльность. Сейчас по иному не выживешь. Журналистам надо за место держаться. С такой профессией без работы остаться — страшное дело. Тот, кто пишет, ничего другого не умеет))). Обязательно нужны издания в качестве буфера… МК — лучший вариант со своим сложившимся стилем и воспринимающим этот стиль кругом читателей…
- ↑
- ↓
0
Вопрос терминологии. Все супернелояльные давно закрыты. Перекуплены. Вы вкусе.
Из центральных остались МК, Независимая, немного АиФ, крайне редко Комсомолка.
Реально счёт идё не столько на издания, сколько на авторов. Масюк, Божьева, Минкин, мягкий и уставший Ганопольский, молодая поросль…
Журналистам за место держаться надо, до определённого уровня, верно. Далее место за них держится.)))
Опять же хинштейнов в расчёт не берём, сами в курсе почему…
О буферах, стиле и круге читателей: не уверен. В логике, здравом рассудке, профессионализме нынешнее руководство страной заподозрить мне сложно. Скорее пофигизм и админресурс, не более.
Соответственно принцип выживания умнейших тут уместен. МК один из них.
- ↑
- ↓
0
Легче согласиться с Вами, чем искать контраргументы на каждый тезис))). По честному если, никого из перечисленных авторов и изданий в бумаге не читаю… Я, как уставший Ганопольский))).
- ↑
- ↓
0
Ну и я обленился, давно читаю газеты по сети. Но почитываю, всё же…
- ↑
- ↓
0
А я все больше книги. Классику мировую и свою… Причем, именно в бумажном виде… Ностальгия.
- ↑
- ↓
+2
Своими преступными действиями власть почти уничтожила себя. Но успела обобрать народ, раздавить его моральные устои, растлить и развратить беззаконием. Больные решения, которые выполняют окружающие власть прилипалы, разрушают страну с каждым годом все быстрее. И все же, не все так безнадежно, если 85 процентов россиян высказались против президентского указа об уничтожении санкционных продуктов и расценила этот шаг, как преступление. В остальном автор совершенно прав — печаль большая от сегодняшней России…
- ↑
- ↓