Год под знаком церковной риторики

Год назад, 17 августа 2012-го Хамовнический суд Москвы, по выражению Владимира Путина, «залепил двушечку» трем участницам группы Pussy Riot за проведенный ими панк-молебен в храме Христа Спасителя.

Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Процесс над Надеждой Толоконниковой, Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич широко обсуждался и в России, и за рубежом. В защиту девушек выступали оппозиционные политики, правозащитники и западные артисты, включая Мадонну и Пола Маккартни, официальные представители РПЦ требовали для них наказания. Прошел год, но споры о справедливости приговора так и не утихли. Тема отношения церкви, общества и государства весь год была в фокусе, и отдельные события об этом напоминали.

Это и появление на улицах православных активистов, и спиленные в разных городах кресты, и все более частое появление «духовных скреп» в риторике первых лиц. Можно вспомнить принятие закона о защите чувств верующих и других законов, направленных на защиту традиционных ценностей, таких как закон о «гей-пропаганде». В этом же ряду – массовое поклонение православным святыням в главном храме России. И наконец, убийство отца Павла Адельгейма в Пскове. Slon спросил экспертов, какие события во взаимоотношениях церкви и общества за последний год показались им ключевыми и как они оценивают общую тенденцию.

Кирилл Фролов, руководитель Ассоциации православных экспертов

Главное событие года – это деятельность патриарха Кирилла по подготовке празднования 1025-летия крещения Руси в Москве, Киеве и Минске, которое показало, что русская церковь по-прежнему уверенно окормляет триединый русский народ. Второе – это путинский пакет законов: и об иностранных агентах, и о запрете пропаганды гомосексуализма, и о защите чувств верующих. Патриарх Кирилл поддержал манифестацию французских христиан против закона о легализации однополых браков. То есть патриарх Кирилл воспринимается не только как лидер русского мира, но и как лидер всех консервативных сил в мировом масштабе. В свою очередь Владимир Путин воспринимается как политический лидер не только России, но и всех здравомыслящих традиционных сил в мире. Союз патриарха и президента приведет не только нашу церковь, но и всю страну к новым и новым победам.

Сейчас проходит совещание православных политических сил, на нем собрались разные организации, как старые, так и новые. Все участники подтвердили справедливость приговора Pussy Riot, а также выработали политическое заявление в связи с предстоящими выборами мэра Москвы, в котором обратили внимание, что Навальный собрал вокруг себя банду отпетых борцов со строительством храмов в новых районах. В частности, его правая рука, муниципальный депутат Владимир Гарначук, сорвал строительство двух храмов в Тропарево-Никулино и гордится этим. Депутат Елена Русакова борется со строительством храма в Гагаринском районе, а Иван Кондратьев в Царицыно на публичных слушаниях выступал против строительства храма. Глава штаба Леонид Волков известен тем, что организовал митинг против восстановления собора Святой Екатерины в Екатеринбурге.

Все это цивилизационные враги церкви и отечества, и с ними мы будем бороться законодательным путем. Мы потребуем от Собянина ко Дню города возвести 200 временных храмов. Мы будем делать гражданские гвардии по микрорайонам, которые защитят каждый храм. Мы приняли решение отслеживать все законопроекты в отношении церкви, общества и государства. Мы добьемся для традиционных религий права на эфир в прайм-тайм на центральных каналах. Мы будем бороться за право на проведение молебнов в учебных заведениях и ускоренного строительства храмов в вузах, развития военного духовенства во всех силовых структурах – в МВД, ФСБ и МЧС. Мы также выступаем за право иметь храм в каждом районе – исходя из этого должен составляться генплан Москвы и других городов. При сохранении статуса светского государства необходимо прописать в основном законе ведущую роль православных нравственных ценностей в истории и политике России. РПЦ должна участвовать в выработке единого учебника истории. А в Зарядье должен быть не просто парк, а монумент истории России под открытым небом, где были бы памятники нашим святым, патриархам и митрополитам, научным и культурным деятелям, космонавтам, ученым, спортсменам и богословам.

Вадим Квятковский, координатор Совета православных молодежных организаций

Для меня в текущем году самыми значимыми были события в области церковной работы с молодежью. В мае мы провели форум «Вера и дело», который проходит ежегодно уже семь лет, но мы впервые провели его в ХХС. Можно было бы отметить фестиваль «Братья», который также проходит не первый год. Сейчас при каждом крупном приходе в Москве и во всей России появляется человек, ответственный за молодежное служение. Процесс идет, но таких людей нужно готовить, – это, как правило, сами молодые люди, готовые служить церкви. Для меня важно, что разработан образ – стандарт для подготовки таких молодых людей. Проходят дистанционные курсы, кроме того, во всех епархиях такие курсы были проведены офлайн. Конечно, важным свидетельством нашей веры было большое количество паломников к кресту святого апостола Андрея. Людей было не меньше, чем когда был привезен Пояс Богородицы, причем в этот раз не только в Москве, но и в других областях. Что касается законодательных инициатив, я не могу назвать их идеальными. Но некоторые пробелы в законодательстве во время процесса над Pussy Riot были заметны всем, и было много споров, по той ли статье нужно судить этих женщин и каким должно быть наказание. И законодательные инициативы этого года были в общем-то направлены на то, чтобы эти пробелы закрыть. Не могу назвать их идеальными, но это некий юридический рабочий процесс. В частности, он послужил тому, что эскалации напряженности между верующими людьми и атеистами-антицерковниками не произошло. После событий в ХХС все-таки никакой религиозной войны мы не наблюдаем.

Ирина Карацуба, кандидат исторических наук, специалист по истории церкви

Вообще после панк-молебна 21 февраля 2012-го и решения Хамовнического суда 18 августа началось то, что Булгаков назвал «колоссальный сеанс черной магии с его полным разоблачением». Та волна саморазоблачения грехов и пороков РПЦ была в некотором роде беспрецедентной – как будто явился дух истории, который все расставил по местам. История с часами патриарха, с квартирой, беспрецедентные законотворческие инициативы в плане якобы защиты чувств верующих. И каким-то страшным образом в этом ряду оказалось последнее событие – убийство в Пскове отца Павла Адельгейма, одного из борцов с московской патриархией, диссидента и жесткого критика, одного из очень немногих пастырей, которые вступились за девушек и критиковали эти чудовищные законы. Тот закон Павел Адельгейм назвал «законом о защите архиереев от верующих». Он говорил, что права нужно защищать, а чувства – воспитывать. Вместе с совершенно несгибаемым поведением Нади и Маши в тюрьме, с правозащитной деятельностью Алехиной, потрясающими текстами Толоконниковой и замечательным новым клипом Pussy Riot, который «баланда-пропаганда», – все это, конечно, на фоне гнилости официальных церковных структур создает образы таких новомучеников. Эти девушки – мученики за правду. В книжке Сергея Фуделя «У стен церкви» описана история, как в церковь заходят два мальчика – 12 лет и 7 лет. Старший все объясняет младшему, что где в церкви, и тут они доходят до распятия. «А это что?» – спрашивает младший. Старший отвечает: «А это за правду». И это тоже все за правду. Видимо, молитва девушек все же достигла Богородицы, и она стала расставлять все по местам.

Аркадий Малер, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского патриархата:

Тот приговор показал, что наше общество так или иначе, но выздоравливает, и такие эксцессы, как тот, что совершили эти женщины в ХХС, нашим государством однозначно оцениваются как преступления, которые должны караться соответствующим наказанием. За этот год наше общество, за десятилетия разнузданного либерализма привыкшее, что это воспринимается как норма, приходит к пониманию, что это на самом деле не норма. И само наказание Pussy Riot предотвратило подобные акции, которые хотели совершить их поклонники и сторонники. Что происходит за этот год? Определенное отрезвление: мы поняли, что живем в стране, где православная конфессия имеет государствообразующую роль, в стране, где просто так издеваться над религией большинства невозможно.

Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора журнала «Фома»:

Мне кажется, что за это время происходили очень разные события, и по-прежнему существуют огромные расхождения в их оценке. Но все-таки мне кажется, что мы сейчас все постепенно начинаем уходить от какой-то взвинченности, излишней истерии, которая меня очень встревожила в прошлом году. Главное то, что люди смогли во многом друг друга услышать и понять, что есть нечто главное, что выше наших политических предпочтений и разногласий, пускай и очень болезненных. Это положительный момент. При этом страна переживает кризис, и это будет сказываться на всех сферах жизни. У нас будет сложное время, и желательно избегать ненависти и друг друга беречь. К этому церковь и пытается призвать. Но это очень трудно – беречь и любить друг друга.

Вера Кичанова

Оставить комментарий

Последние комментарии

Ян_Нефёдов

Мне кажется, Церковь не должна иметь политической силы в стране. Экстремизм бывает не только исламский. Вспомнить хотя бы Войны за Веру и истребление женщин в «Охоте на ведьм» средневековья.

vk130846

Церковь отделена от государства и требовать от государства, т.е. от всех налогоплательщиков, в том числе и неверующих, " ко Дню города возвести 200 временных храмов" как это заявляет Кирилл Фролов, по меньшей мере, наглость… Церковь как была наглым обманщиком — опиумом для народа — так такой и осталась…

gusarov1937

Т.к.нынешним правителям нечего предъявить народу в виде внутренней политики, кроме утверждённой АКОГОЛИКОМ«берите, сколько хотите» т.е. хапайте, они пошли по пути прежних царей — давить тёмный народ с помощью церкви.Но сейчас 21 век!

sean200954

Согласно нашей конституции церковь отделена от государства, и это правильно, если конечно мы светское государство. Так же в конституции записано на свободу вероисповедания, и это тоже правильно надо учитывать, что в нашей стране имеются представители всех мировых религий. Но, смотря на сегодняшнюю действительность и действие религиозных лидеров, всё больше вижу, как церковь диктует, что и как надо делать государству. Так же если приняли закон о защите прав верующих, тогда возникает закономерный вопрос, почему не приняли сразу же закон, о защите прав атеистов. Я, отлично понимаю, что какой-то части нашего общества вера во всевышнего помогает жить. Значить пусть верят на здоровье, но зачем насильно заставлять это делать других граждан. Я лично считаю, что к вере в БОГА, каждый должен придти сам, а силой верить в БОГА, человека никогда не заставишь. Согласно изданного закона нашей ГД, получается, что атеисты обязаны уважать верующих и во всём им помогать, а верующие это уже отдельная каста общества, которая может жить по своим законам и не обращать на наши светские законы, да ещё и ставить условия как именно мы должны жить. Пример, реформатор Чаплин, который запретил морякам в день ВМФ участие Нептуна со своей свитой, так как этот бог морей и океанов не соответствует канонам православия. Однако этот сказочный бог участвовал в праздничных мероприятиях ВМФ еще при Петре-1, и никогда наша православная церковь не была против этого сказочного бога морей и океанов в праздновании ВМФ. Отлично понимая, что это просто весёлый и сказочный персонаж, и без его участия в праздновании дня ВМФ праздник уже не тот. Если это не вмешательство религии в жизнь нашего светского государства, тогда это что?

anatol_constr

Лично моё и независимое ни от кого мнение — церковники совсем опухли! Лезут куда надо и не надо, и вот как раз им-то и наплевать на всех, кто тоже хочет как-то получить популярность. А тут — на вам, девушки, метлой по мордашкам! И где, я спрашиваю, обыкновенные гражданские свободы, о которых так много трендят некоторые???

7tvtania

Русская православная церковь и государство прочно слились в нерушимое целое и действуют на одном поле. Ничье мнение уже не в состоянии изменить ситуацию.Эти два мощных института управления обществом поддерживают друг друга и действуют заодно. Остается только созерцать, куда заведет Россию этот тоталитарный альянс, к истинной вере не имеющий никакого отношения.

kundenkon

Да уж, такое слияние церкви с Государством- более, чем странно.

salavat-yanbaev

Причём тут РПЦ? Девки плюнули на веру предков, осталось только плясать на гробах… Нет ничего святого у этих дур, так и поступить с ними надо ДУРНО!!!

tolstobrova1953

Жаль девчонок, не обязательно в тюрьму сразу садить надо. Можно было административным штрафом наказать.Не пожалели, что у них дети малые. А церковь куда лезет? Почему вмешивается в дела государства и все пристраивается полиже к бюджету. И вообще верить в бога в наш век- значит быть невежественным. Я читала, что верят в бога люди страдающие расстройством психики.

Алиса за Сталина

я тоже против тюрьмы… наказать надо… но не так же…

Рулента. Обсуждаем новости дня.
2015 — 2024