Замминистра финансов Моисеев: в России назревает «большая приватизация»

Замминистра финансов Алексей Моисеев заявил на прошлой неделе о том, что скоро в стране может грянуть «большая приватизация». По его словам, тормозит её начало только то, что «надо понять, кому продавать». Хотя похоже, что бенефициары большой распродажи госсобственности наверху уже определены.






В апреле о необходимости новой волны масштабной приватизации открыто заявил влиятельный лоббист, глава ВТБ Андрей Костин. Он написал колонку для делового издания РБК, в которой утверждал, что приватизация должна стать одним из важнейших источников пополнения бюджета. «В ситуации «до февраля» о преимуществах и недостатках очередного этапа приватизации можно было бы дискутировать, замечает глава ВТБ, однако сегодня – время действовать», – заявил госбанкир.
Сам Костин позже предложил варианты, что можно продать частникам. Он упомянул «Транснефть», РЖД, Почту России. Кроме того, Костин призвал развивать форму государственно-частного партнёрства (ГЧП). Правда, не совсем понятно, как ГЧП поможет быстро пополнить бюджет. «Наша Версия» уже не раз описывала ситуации в регионах, когда ГЧП-проекты используются для откачки денег из местной экономики в пользу концессионера. Речь прежде всего о водоканалах и платных дорогах. При этом крупные банки как раз зарабатывают на этих проектах, поскольку именно они дают концессионерам кредиты на строительство новых объектов. Так что Костин здесь, похоже, преследует вполне понятный интерес.

По примеру «залоговых аукционов»

Примечательно, что именно на Костина и сослался Моисеев, когда завёл речь о приватизации. Это может означать, что в общих чертах план главы ВТБ принят на самом верху и одобрен, осталось только проработать детали. «Если сейчас продавать, то это будет похоже на историю 94-го года, это залоговые аукционы, по-моему, так называлось, но этого никто не хочет, естественно», – пояснил Алексей Моисеев.
Действительно, пресловутые «залоговые аукционы», когда ради сбора денег в кубышку перед выборами президента в частные руки отдали ценнейшие государственные активы, давно стали притчей во языцех. Но есть ли им альтернатива? За долгие годы реформирования пенсионной системы так и не были созданы фонды, способные инвестировать в промышленность в достаточных объёмах. А мелкие частные игроки фондового рынка, похоже, исчезли в России как класс после объявления частичной мобилизации.
Тем временем в стране уже идут грандиозные переделы собственности. Российские финансово-промышленные группы активно выкупают имущество бегущих из страны западных компаний. И во время этого пиршества у них, похоже, разыгрался аппетит. Судя по всему, те же самые структуры претендуют на то, чтобы заполучить и государственную собственность. Беда в том, что из-за действующего режима секретности нельзя понять, кто действительно за ними стоит. Участники списка «Форбс», разбогатевшие в основном на приватизации 90-х, теперь будто бы отошли в сторону. Но можно ли поверить, что они откажутся применять свои таланты и наработанные схемы в этот раз? Или же приватизация «по Костину» создаст новых «олигархов»?

Кстати

Отдельный вопрос сейчас – судьба оборонных предприятий. Ещё прошлой осенью лидер СР-ЗП Сергей Миронов передал в правительство список из 15 оборонных предприятий, которые предлагал спасти от банкротства (о национализации оборонки он говорил уже давно). Что может означать такое «спасение»? Вероятно, государству придётся расплатиться с кредиторами и взять заводы себе. Кто окажется среди кредиторов, остаётся только гадать. Но легко предположить, что это будут весьма влиятельные финансово-промышленные группы. Найти покупателя на имущество оборонных заводов в нынешних условиях им будет непросто. Так что сделка с государством может выглядеть очень даже привлекательно.

Коммунисты за олигархов?

Примечательно, что одновременно раскручивается ещё одна тема – реприватизация. Её идеологическую основу создаёт КПРФ. Недавно «Парламентская газета» приводила комментарий главы Компартии Геннадия Зюганова в контексте продолжения СВО. «Вы не накопите ресурсы без национализации минерально-сырьевой базы и индустриализации страны», – сказал Зюганов. Ранее более развёрнуто на этот счёт выступил первый зампредседателя ЦК Юрий Афонин. «Большая часть богатств страны – в руках крупного бизнеса, – констатировал он. – Причём этот бизнес тесно связан с Западом, он десятилетиями уводил свои прибыли в западные офшоры и сейчас не желает возвращать активы на Родину. К тому же этот олигархический бизнес почти ничего не создал за 30 лет. Почти все его предприятия были построены в советское время и присвоены узким кругом лиц в ходе чубайсовской приватизации. И где сейчас Чубайс? Конечно, на Западе, там же, где и выведенные из России триллионные активы».
Такие речи, конечно, могут найти поддержку среди народа. Однако надо иметь в виду, что в своих публичных выступлениях коммунисты кое-чего недоговаривают. Дело в том, что ещё в 2011 году они внесли в Госдуму законопроект «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации». Согласно тексту документа, приватизированные за копейки активы предполагалось выкупать у собственников за немалые деньги. «Размер возмещения стоимости отчуждаемого имущества, подлежащего выплате собственнику, определяется разницей между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент приватизации», – сказано в законопроекте. По-другому и быть не могло, так как забрать имущество у собственника в пользу казны бесплатно не позволяет действующая Конституция. Таким образом, инициатива коммунистов оказалась с душком, помогая условному олигарху получить деньги за купленный некогда по дешёвке завод. После этого деньги можно с чистой совестью вывести в офшор и жить не тужить вдалеке от России. И ни одна страна не придерётся относительно подозрительного происхождения денег.
В своё время подготовленный коммунистами законопроект попал в Госдуме под сукно. Оппоненты утверждали, что для реализации этой идеи потребовались бы огромные деньги. Но, возможно, теперь «ради укрепления обороноспособности страны» деньги могут и найтись? Или же все эти заявления нужны только для того, чтобы отвлечь внимание народа от новой волны приватизации, в ходе которой ему даже ваучера не дадут?

Тем временем

Пока политики и пиарщики ломают копья, в стране тихой сапой идёт как приватизация, так и реприватизация. В 2019 году был принят план приватизации на 2023–2025 годы. В нём перечислены сотни активов. В 2020 году было подсчитано: доходы от приватизации в 2021–2023 годах ежегодно должны составлять 3,5 млрд рублей. Конечно, в нынешних реалиях это цифры небольшие. Так что понятно, откуда взялись разговоры о необходимости «большой приватизации».
В то же время и «реприватизация» для российской экономики не новость. Причём есть эпизоды самого разного характера. К примеру, в конце 90-х Роман Абрамович при помощи Бориса Березовского получил контроль над созданной государством нефтяной компанией «Сибнефть». Олигархи потратили на эту «операцию» около 100 млн долларов. А в 2005 году государственный «Газпром» выкупил долю «Абрамовича» за 13 млрд долларов. Правда, национализацией в чистом виде это не назовёшь. Ведь покупателем выступало не Росимущество, а госкомпания.
Совсем по другому сценарию пошла «реприватизация» ОАО «Соликамский магниевый завод». В прошлом мае Арбитражный суд Пермского края постановил передать государству 89,5% акций этого акционерного общества. Ответчиками выступали четыре физлица, истцом – Генпрокуратура. Её требования были мотивированы тем, что приватизация СМЗ в период 1992–1996 годов была проведена с нарушением действующего на тот момент законодательства.
Источник
« Экс-президента Франции Николя Саркози...
В Госдуме призвали МВД разъяснить случаи... »
  • +1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Автору публикации спасибо за поднятую тему. Не все, но многое зависит от избранных НАРОДОМ депутатов Государственной Думы. КПРФ говорит о национализации, но в общем, без конкретного указания предприятий и владельцев. Партия «Справедливая Россия — За Правду» вообще должна говорить только о справедливости и правде в отношении всей когда-то приватизированной собственности. То есть депутаты должны четко установить границы между собственностью из залоговых аукционов и собственностью, созданной руками, мозгами отечественных (отечественных) предпринимателей за счет своих денег или кредитов. Повторяю, почти все в руках избранных народом депутатов. Но народ с депутатов и с партий не спрашивает о собственности. Не ругаю упомянутые партии, но и не хвалю.
+1
было бы население НАРОДОМ, он бы показал всем чья собственность в стране!
+2
Деньги нужны. Ограбление предпринимателей и др. уже не достаточно
+2
Да понятно кому всё отдавать. Отдать нужно тем, кто наиболее потерпел от международных санкций. Список приближенных олигархов все знают.