Как на улице комдива Чапаева поставили памятник его убийце
Не живется россиянам спокойно. Несмотря на сильнейшее внешнее давление и экономические санкции, адреналина нам не хватает. Поэтому приходится регулярно его добавлять, возвращая к жизни гражданскую междоусобицу 100-летней давности.
Памятник Тимофею Сладкову
Инициатором установки памятника стало Оренбургское войсковое казачье общество. Атаман Первого отдела ОВКО Сергей Слепов в интервью «РГ» заявил: «Участник Первой мировой войны Тимофей Сладков после революции стал заметной фигурой белого движения, защищая свою землю и те устои, по которым четыре века жили представители уральского казачества. Поэтому казаки считают его героем. Сладков не был замешан в каких-либо репрессиях против мирного населения. А его знаменитый Лбищенский рейд с отрядом в 1000 человек по тылам 25-й стрелковой Чапаевской дивизии в сентябре 1919 года до сих пор изучают в военных академиях. В результате той операции был полностью уничтожен штаб дивизиона РККА. Для самого Чапаева это сражение тоже закончилось трагически».
Пикантность момента заключается в том, памятник Сладкову установили перед храмом Вознесения Господня на улице… Чапаева. Авторы инициативы считают, что это является символом примирения красных и белых.
Противоположная сторона считает такую реакцию чрезмерной, но ситуацию можно легко развернуть и в другую сторону. Не так давно аэропорт в Мурманске получил имя Николая II. А что если завтра те, кто не питает уважения к последнему русскому императору, скинутся и установят в воздушной гавани памятник бывшему директору Политехнического музея Якову Михайловичу Юровскому? Так сказать, исключительно ради примирения сторон.
Летом 1919 года штаб 25-й дивизии Красной Армии, которой командовал Чапаев, находился в Лбищенске. Основные силы 25-й дивизии располагались примерно в 50 километрах от города. В городе располагались тыловые службы, штаб, ревком, трибунал. Помимо тыловиков, у которых зачастую не было даже оружия, в Лбищенске находились несколько сотен курсантов дивизионной школы. По сути, это были плохо обученные новобранцы. На курсантов и была возложена обязанность по обороне города, поскольку считалось, что ему ничего не угрожает.
Командование красных не выявило вовремя продвижение группировки белых в составе 1200-2000 бойцов, которыми командовал полковник Николай Бородин.
В итоге атака казаков, начатая около трех часов ночи 5 сентября 1919 года, застала красных врасплох. Всего было убито около 1500 красноармейцев, еще около 800 попали в плен. Для захвата самого Чапаева был выделен специальный взвод под командованием подхорунжего Белоножкина. Однако не получилось — Василий Иванович с горсткой бойцов сумел оказать яростное сопротивление, благодаря чему многим красноармейцам удалось отступить к реке Урал и спастись.
Наиболее вероятная версия судьбы Чапаева звучит так — раненый комдив переправлялся через реку вместе с еще с несколькими бойцами. Он был тяжело ранен и умер от полученных ранений в ходе переправы. Его похоронили на другом берегу, однако с течением времени Урал изменил русло, и могила Чапаева ушла под воду.
Уроженец Урала Сладков окончил Уральское войсковое реальное училище, затем Елисаветградское кавалерийское училище, после чего был определен в атаманский полк Лейб-Гвардии Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича.
Некоторое время Сладков с полком служил в Великом княжестве Финляндском, а в феврале 1914 года получил назначение в Главное управление Генерального штаба. Участвовал в Первой мировой войне, а к ноябрю 1917 года дорос до звания казачьего полковника.
В Гражданскую войну Сладков сражался против красных в составе Уральской отдельной армии.
Выдающимися победами не отметился, и Лбищенский рейд стал самой известной его операцией.
Никакого разгрома самой 25-й Чапаевской дивизии, о чем пишут сегодня некоторые поклонники Белого движения, не было и в помине. Новым ее командиром стал комбриг Иван Кутяков, ранее вместе Чапаевым награжденный орденом Красного Знамени за взятие Уфы.
Уже в октябре 1919 года Отдельная Уральская армия была отрезана от основных антибольшевистских сил. В январе 1920 года чапаевцы под руководством Кутякова взяли Лбищенск и Гурьев, что ознаменовало конец организованного сопротивления белых на этом направлении.
«Победитель Чапаева», ныне провозглашаемый «военным талантом» Сладков к тому времени командовал 1-м Уральским корпусом, а потом и вовсе был назначен временно исполняющим должность начальника штаба Уральской отдельной армии. Правда, назначения эти, по сути, были формальными — ни корпуса, ни армии уже не существовало, а были лишь отступающие разбитые формирования.
На жизнь Сладков зарабатывал, исполняя обязанности садовника и чернорабочего, писал очерки в эмигрантской прессе.
Ничем не примечательная судьба изгнанника, о котором мало кто вспоминал. Сладков умер в 1956 году в Инвалидном доме под Парижем.
Своей посмертной известностью Сладков обязан Чапаеву. Вернее, фильму «Чапаев», после которого красный комдив стал вечной легендой.
Поклонники Белого движения, уязвленные харизматичностью Чапаева, извлекли из своих запасников историю Сладкова, которой и потрясают сейчас.
В Чапаевской дивизии воевали в свое время автор «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек, легендарный командир партизанского соединения Сидор Ковпак, генерал-майор Иван Панфилов, дивизия которого отличилась героизмом у стен Москвы в 1941 году.
А какое наследие оставил Тимофей Сладков? Подстриженные французские кусты?
Удивительное дело, несколько небрезгливы господа казаки в выборе героев. Гордиться Семеном Буденным никак нельзя: он ведь мало того что красный, так еще и не «истинный ариец» — его крестьянские предки перебрались на Дон из Воронежской губернии в поисках лучшей доли и арендовали землю у местных казаков. Семен с детства старался ни в чем не уступать казакам, но местные все время попрекали его как «иногороднего», то есть не принадлежащего к казачеству.
А вот Петр Николаевич Краснов, начальник Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий нацистской Германии, — это «прекрасный образец для подражания», которому «обязательно нужно возводить памятники». Краснов ведь даже в 1944 году, когда судьба нацистской Германии уже было вполне предсказуема, слал Гитлеру вот такие телеграммы: «Вождь! Казачьи войска, перешедшие на сторону Германии и вместе с нею сражающиеся против мирового еврейства и большевизма, с глубоким негодованием и возмущением узнали о гнусном и подлом покушении на Вашу жизнь. В чудесном спасении Вашем они видят великую милость всемогущего Бога к Германии и казакам, Вам присягнувшим, и залог полной победы Вашей над злобным, жестоким и не стесняющимся в средствах борьбы врагом. Казаки усугубят рвение своего служения для спасения Германии и Европы от большевистской заразы. Живите многие годы, наш Вождь Адольф Гитлер!»
И не замечают люди, что их потуги до боли напоминают потуги украинских «декоммунизаторов». Поразительно, как настрой «истинно русских патриотов» гармонирует с идеями тех, кто пытается в своей стране избавиться не только от всего советского, но и от всего русского.
Сам по себе памятник Сладкову, наверное, вообще, не вызвал бы особых вопросов, если бы не установка его на улице Чапаева и пафосное провозглашения казачьего полковника «победителем». Победителем здесь всегда будет Василий Иванович.
© Андрей Сидорчик
Памятник Тимофею Сладкову
«Его рейд изучают в военных академиях»
19 октября в издании «Российская газета» появилось сообщение о том, что в селе Красном Оренбургской области открыт первый в России памятник полковнику Тимофею Сладкову, оставшемуся в истории как «победитель Чапаева».Инициатором установки памятника стало Оренбургское войсковое казачье общество. Атаман Первого отдела ОВКО Сергей Слепов в интервью «РГ» заявил: «Участник Первой мировой войны Тимофей Сладков после революции стал заметной фигурой белого движения, защищая свою землю и те устои, по которым четыре века жили представители уральского казачества. Поэтому казаки считают его героем. Сладков не был замешан в каких-либо репрессиях против мирного населения. А его знаменитый Лбищенский рейд с отрядом в 1000 человек по тылам 25-й стрелковой Чапаевской дивизии в сентябре 1919 года до сих пор изучают в военных академиях. В результате той операции был полностью уничтожен штаб дивизиона РККА. Для самого Чапаева это сражение тоже закончилось трагически».
Пикантность момента заключается в том, памятник Сладкову установили перед храмом Вознесения Господня на улице… Чапаева. Авторы инициативы считают, что это является символом примирения красных и белых.
«Они ждут, что я приеду и спихну этот постамент?»
Уже точно можно сказать, что примирения не получилось. Внучка Василия Ивановича Чапаева Татьяна Чапаева сочла памятник издевательством. «Какое тут может быть мнение? У нас по России сколько натыкано памятников этим белогвардейцам. Считаю это кощунством. Я вообще не знаю, что там сами оренбуржцы по этому поводу думают. Почему они этот памятник еще не снесли? О чем они думают? Они ждут, что я приеду и спихну этот постамент? За топор надо браться», — заявила она в интервью «Газете.ру».Противоположная сторона считает такую реакцию чрезмерной, но ситуацию можно легко развернуть и в другую сторону. Не так давно аэропорт в Мурманске получил имя Николая II. А что если завтра те, кто не питает уважения к последнему русскому императору, скинутся и установят в воздушной гавани памятник бывшему директору Политехнического музея Якову Михайловичу Юровскому? Так сказать, исключительно ради примирения сторон.
Ошибка красного комдива
Так называемый Лбищенский рейд среди поклонников Белого движения давно стал легендой.Летом 1919 года штаб 25-й дивизии Красной Армии, которой командовал Чапаев, находился в Лбищенске. Основные силы 25-й дивизии располагались примерно в 50 километрах от города. В городе располагались тыловые службы, штаб, ревком, трибунал. Помимо тыловиков, у которых зачастую не было даже оружия, в Лбищенске находились несколько сотен курсантов дивизионной школы. По сути, это были плохо обученные новобранцы. На курсантов и была возложена обязанность по обороне города, поскольку считалось, что ему ничего не угрожает.
Командование красных не выявило вовремя продвижение группировки белых в составе 1200-2000 бойцов, которыми командовал полковник Николай Бородин.
В итоге атака казаков, начатая около трех часов ночи 5 сентября 1919 года, застала красных врасплох. Всего было убито около 1500 красноармейцев, еще около 800 попали в плен. Для захвата самого Чапаева был выделен специальный взвод под командованием подхорунжего Белоножкина. Однако не получилось — Василий Иванович с горсткой бойцов сумел оказать яростное сопротивление, благодаря чему многим красноармейцам удалось отступить к реке Урал и спастись.
Наиболее вероятная версия судьбы Чапаева звучит так — раненый комдив переправлялся через реку вместе с еще с несколькими бойцами. Он был тяжело ранен и умер от полученных ранений в ходе переправы. Его похоронили на другом берегу, однако с течением времени Урал изменил русло, и могила Чапаева ушла под воду.
Кто такой Тимофей Сладков?
Руководивший рейдом белых полковник Бородин был застрелен в этот же день одним из красноармейцев. После этого его место занял второй по рангу в рейде — командир Сладков.Уроженец Урала Сладков окончил Уральское войсковое реальное училище, затем Елисаветградское кавалерийское училище, после чего был определен в атаманский полк Лейб-Гвардии Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича.
Некоторое время Сладков с полком служил в Великом княжестве Финляндском, а в феврале 1914 года получил назначение в Главное управление Генерального штаба. Участвовал в Первой мировой войне, а к ноябрю 1917 года дорос до звания казачьего полковника.
В Гражданскую войну Сладков сражался против красных в составе Уральской отдельной армии.
Выдающимися победами не отметился, и Лбищенский рейд стал самой известной его операцией.
«Разбитая» 25-я дивизия добила «победителей»
Ни в каких военных академиях Лбищенский рейд не изучают, поскольку в масштабах войны это была небольшая локальная операция, не имевшая стратегического значения.Никакого разгрома самой 25-й Чапаевской дивизии, о чем пишут сегодня некоторые поклонники Белого движения, не было и в помине. Новым ее командиром стал комбриг Иван Кутяков, ранее вместе Чапаевым награжденный орденом Красного Знамени за взятие Уфы.
Уже в октябре 1919 года Отдельная Уральская армия была отрезана от основных антибольшевистских сил. В январе 1920 года чапаевцы под руководством Кутякова взяли Лбищенск и Гурьев, что ознаменовало конец организованного сопротивления белых на этом направлении.
«Победитель Чапаева», ныне провозглашаемый «военным талантом» Сладков к тому времени командовал 1-м Уральским корпусом, а потом и вовсе был назначен временно исполняющим должность начальника штаба Уральской отдельной армии. Правда, назначения эти, по сути, были формальными — ни корпуса, ни армии уже не существовало, а были лишь отступающие разбитые формирования.
Горький хлеб эмигранта
В апреле 1920 года Сладков с другими офицерами и солдатами разбитой армии, оставив на Родине семью, по Каспийскому морю добрался до Персии. В лагере для интернированных в Басре, контролируемом англичанами, Сладков пребывал со своей любовницей. В декабре 1920 года им разрешили выехать во Францию.На жизнь Сладков зарабатывал, исполняя обязанности садовника и чернорабочего, писал очерки в эмигрантской прессе.
Ничем не примечательная судьба изгнанника, о котором мало кто вспоминал. Сладков умер в 1956 году в Инвалидном доме под Парижем.
Своей посмертной известностью Сладков обязан Чапаеву. Вернее, фильму «Чапаев», после которого красный комдив стал вечной легендой.
Поклонники Белого движения, уязвленные харизматичностью Чапаева, извлекли из своих запасников историю Сладкова, которой и потрясают сейчас.
Народная легенда и французские кусты
Сравнивать их просто смешно. 25-я Чапаевская дивизия закончит с победой Гражданскую войну, будет участвовать в возвращении в состав СССР Западной Украины и Бессарабии, в Великую Отечественную войну будет оборонять Одессу и Севастополь и героически погибнет, защищая город русских моряков.В Чапаевской дивизии воевали в свое время автор «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек, легендарный командир партизанского соединения Сидор Ковпак, генерал-майор Иван Панфилов, дивизия которого отличилась героизмом у стен Москвы в 1941 году.
А какое наследие оставил Тимофей Сладков? Подстриженные французские кусты?
Удивительное дело, несколько небрезгливы господа казаки в выборе героев. Гордиться Семеном Буденным никак нельзя: он ведь мало того что красный, так еще и не «истинный ариец» — его крестьянские предки перебрались на Дон из Воронежской губернии в поисках лучшей доли и арендовали землю у местных казаков. Семен с детства старался ни в чем не уступать казакам, но местные все время попрекали его как «иногороднего», то есть не принадлежащего к казачеству.
А вот Петр Николаевич Краснов, начальник Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий нацистской Германии, — это «прекрасный образец для подражания», которому «обязательно нужно возводить памятники». Краснов ведь даже в 1944 году, когда судьба нацистской Германии уже было вполне предсказуема, слал Гитлеру вот такие телеграммы: «Вождь! Казачьи войска, перешедшие на сторону Германии и вместе с нею сражающиеся против мирового еврейства и большевизма, с глубоким негодованием и возмущением узнали о гнусном и подлом покушении на Вашу жизнь. В чудесном спасении Вашем они видят великую милость всемогущего Бога к Германии и казакам, Вам присягнувшим, и залог полной победы Вашей над злобным, жестоким и не стесняющимся в средствах борьбы врагом. Казаки усугубят рвение своего служения для спасения Германии и Европы от большевистской заразы. Живите многие годы, наш Вождь Адольф Гитлер!»
И не замечают люди, что их потуги до боли напоминают потуги украинских «декоммунизаторов». Поразительно, как настрой «истинно русских патриотов» гармонирует с идеями тех, кто пытается в своей стране избавиться не только от всего советского, но и от всего русского.
Сам по себе памятник Сладкову, наверное, вообще, не вызвал бы особых вопросов, если бы не установка его на улице Чапаева и пафосное провозглашения казачьего полковника «победителем». Победителем здесь всегда будет Василий Иванович.
© Андрей Сидорчик
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Это еще раз подтверждает, что казачество — самая продажная прослойка народа. Им не привыкать: Разин, Пугачев, Болотников… Да и во время ВОВ, они славно Гитлеру послужили. Вот от них и пытаются не отстать современные «ряженые».
- ↓
+1
вова со своими 78% пособниками скоро и гитлеру памятник на красной площади поставит.
- ↓
+5
Российский маразм продолжается, а потом удивляются почему нас весь мир ненавидит.
- ↓
+2
Нас скорей за опасных идиoтoв держат, чем ненавидят.
- ↑
- ↓
+6
И скорей бы… пришло это время… верно! Расценивать… как измена… только расстрел…
- ↑
- ↓
+5
Да уж! Отличились, так отличились. Зато в прессе пишут, а так ни словечками не сказали бы)))))
- ↓
+2
Страна памятников.
- ↓