Почему «рамки» - детекторы не предотвратили терракт в метро

СМИ пытаются выяснить, почему оказались неэффективными металлодетекторы, установленные два года назад в метро Санкт-Петербурга, которые не предотвратили взрыв 3 апреля, унесший жизни 14 человек.




Власти будут разбираться с причинами трагедии на федеральном уровне. Во вторник стало известно, что сенаторы намерены обсудить с заместителем министра внутренних дел Александром Горовым вопросы противодействия терроризма.
Мероприятие пройдет на следующей неделе в Совете Федерации, на нем будет обсуждаться и взрыв в метро Петербурга, сообщил глава комитета палаты по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов, которого цитирует ТАСС. Сам сенатор считает, что трагедия является спланированной провокацией, направленной против государства.
Самый болезненный вопрос, который предстоит решить, — причины неэффективности дорогостоящей системы безопасности, установленной в метро Северной столицы. «Новая газета» еще несколько месяцев назад писала об «иллюзии безопасности», которую создают металлодетекторы. В статье во вторник газета отмечает, что чиновники тогда клялись, что «все под контролем». Теперь вопросы к производителю рамок безопасности появились и у следствия, говорится в статье.
Некоторые специалисты считают, что для эффективной работы металлодетекторов нужно значительно расширить зону досмотра и увеличить число сотрудников. Другие же эксперты сомневаются, что в условиях плотного пассажиропотока в метро в принципе возможно наладить действенную систему безопасности. Между тем власти Санкт-Петербурга призывают не торопиться с выводами о том, что бюджетные средства на рамки были потрачены напрасно.
325 арочных металлодетекторов установили в петербургском метро осенью и зимой 2015 года на 67 станциях. За этот заказ московское ЗАО «Современные наукоемкие технологии» («СНТ») получило от местного Комитета по транспорту 59,5 миллиона рублей, причем деньги выделялись из федерального бюджета. Каждая арка стоила 183 250 рублей, хотя еще в октябре 2013-го комитет купил у СНТ рамку за 63 тысячи рублей — «Новая газета» отмечала, что тройной рост в цене трудно объяснить даже падением рубля и удорожанием импортных деталей.
До 2015 года металлодетекторы располагались только в специальной зоне для досмотра, но после установки нового оборудования через рамки стали проходить все пассажиры, за исключением тех, кто носит кардиостимуляторы. Сейчас в специальном помещении работают рентгенотелевизионные комплексы для досмотра багажа: аппараты «Калан-2М» стоят 590 тысяч рублей, устройства HI-SCAN 6040i — около миллиона. В арсенале работников метро также переносные досмотровые комплексы «Шмель» по цене около миллиона за штуку, сообщает«Открытая Россия».
На официальном сайте СНТ приведены хвалебные отзывы на оборудование, устанавливаемое СНТ. Однако «Открытая Россия» отмечает, что в Нижнем Новгороде рамками СНТ были настолько недовольны, что подали в суд на поставщика. В материалах арбитражного суда говорилось, что металлоискатели «неверно указывали зоны проноса тест-объекта, присутствовали ложные срабатывания». В иске также говорилось, что на всех металлодетекторах отсутствуют отверстия в крышке отсека с электронными платами, из-за чего он открыт и там накапливается грязь и пыль, в связи с чем устройство быстро выходит из строя.

ЗАО «СНТ» легко выигрывало все тендеры

О ЗАО «Современные наукоемкие технологии» в прошлом году подробно писало издание Life News. Компания учреждена в 2007 году на паритетных началах Дмитрием Басовым и Александром Житовым. В 2013 году предприятие выиграло тендер ФГУП «Московский метрополитен», в течение 2014 года оборудовало 300 вестибюлей метро 1500 рамочными металлодетекторами.
Как рассказал изданию директор ЗАО Дмитрий Басов, все оборудование прошло тестирование в специальном центре ФСБ, цикл производства осуществляется в России, доля импортных комплектующих составляет менее 10%. Он признавал, что за три года рамки действительно подорожали втрое — в 2014 году один прибор стоил 50 тысяч рублей, в апреле 2016-го — уже 200 тысяч.
В статье отмечалось, что компания Басова легко выигрывала открытые конкурсы благодаря положительной характеристике от Федеральной службы безопасности. Так, в ноябре 2013 года Московский метрополитен выставил тендер на поставку около 300 стационарных рамок на сумму 38 миллионов рублей. Выиграл СНТ, остальных участников отстранили от аукциона за отсутствие одобрения от ФСБ. В сентябре 2015 года СНТ снова выиграла конкурс на поставку для Петербургского метрополитена стационарных рамок на 60 миллионов рублей.

Человеческий фактор — пенсионеры, неспособные выявить террориста

3 апреля рамочные металлодекторы СНТ никак не помешали проникнуть в подземку террористу (или террористам) с грузом, по разным оценкам, от 500 граммов до 1,5 килограмма взрывчатки. Ни одна из рамок в метро не подала тревожный сигнал или же на него никто не отреагировал. СМИ пытаются ответить на вопрос, почему так произошло.
В ноябре прошлого года «Новая газета» писала, что в ГУП «Метрополитен» Петербурга признали, что оборудование уже почти год работает неполноценно. Пресс-секретарь предприятия Юлия Щавель тогда сообщила, что в течение года представители петербургской подземки предлагали производителю вносить изменения в работу охранных рамок. Три месяца назад ГУП «Метрополитен» заключил с СНТ еще два контракта на 22 миллиона рублей, чтобы усилить эффективность установленных рамок. Так, за девять миллионов рублей установили «ограждающие конструкции», которые не позволяют обойти рамочные металлодетекторы.
Рамки металлоискателей в петербургском метро относятся к типу средств безопасности, которые фиксируют изменения в магнитном поле. Такие изменения вызывают и телефоны, и ключи, и монеты, и оружие. После того как рамка дает сигнал, к проверке пассажиров подключается сотрудник метрополитена, который помимо загоревшейся лампочки на детекторе должен еще и вычислить подозрительного на вид пассажира.
Пресса отмечает, что люди, стоящие у металлодетекторов, не имеют никакого специального образования — зачастую это пенсионеры, неспособные вычислить потенциального террориста. В январе газета«Комсомольская правда» писала, что с апреля пассажиры петербургского метро не смогут обойти рамку металлодетектора, так как во всех вестибюлях появятся барьеры, которые сузят проход.
Тогда директор охранной фирмы «Титан» Сергей Алексеев в интервью газете сказал, что выявить с первого взгляда человека, который планирует преступление, может только высококлассный психолог-криминалист.
В то же время Life News утверждал, что сотрудники московского метрополитена прошли серьезную подготовку, в том числе прослушали курс «Культура обслуживания пассажиров» и «Профайлинг». Один из сотрудников рассказал, что их учили, что означают световые сигналы, поступающие с детектора на индивидуальный ручной компьютер. Особое внимание учили обращать на людей с большими тяжелыми сумками, ведущих себя подозрительно.
Еще один важный фактор — недостаток сотрудников. Директор охранной фирмы «Титан» Сергей Алексеев высказывал мнение «КП», что для эффективной работы рамок нужно значительно увеличить зону досмотра и количество сотрудников — в десятки раз.
В статье Life News говорилось, что металлодетекторы в метро бесполезны на 72%, так как для работы с ними нужно не три тысячи, а восемь тысяч человек. Тогда директор ЗАО «Современные наукоемкие технологии» Дмитрий Басов заявил изданию, что согласно разработанным стандартам в каждом из 300 вестибюлей московского метро, где установлены металлодетекторы, для их эффективной работы в смену должно находиться по пять человек, а не один-два, как сейчас. Из его слов следовало, что в противном случае рамки будут бесполезны.
«Новая газета», подводя итоги, пишет, что для того чтобы оборудование работало эффективно, нужно досматривать каждого человека, что нереально в условиях плотного пассажиропотока в метро.

Полтавченко призвал не делать преждевременных выводы о неэффективности трат на систему безопасности

Пока эксперты обсуждают, имело ли смысл устанавливать дорогостоящие рамки в метро, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко во вторник заявил журналистам, что выводы об эффективности системы безопасности в метро будут сделаны по итогам следствия. «Сейчас говорить об эффективности потраченных средств рано, надо дождаться итогов следствия», — сказал Полтавченко, которого цитирует «Интерфакс».
Глава города сообщил, что проверки системы безопасности на транспорте в Петербурге, в том числе в метро, проводятся регулярно и не только в случае чрезвычайных ситуаций. В частности, добавил Полтавченко, недавно была проверена система безопасности станции метро «Технологический институт», где не было выявлено нарушений.
По словам Полтавченко, ежегодно на станциях метро в Петербурге до 30-40 тысяч граждан досматриваются дополнительно сотрудниками правоохранительных органов. Полиция изымает большое количество огнестрельного оружия, боеприпасов и прочих запрещенных устройств.
Взрыв в метро Санкт-Петербурга произошел днем 3 апреля — взрывное устройство сработало в одном из вагонов поезда, следовавшего со станции «Сенная площадь» в сторону «Технологического института». В момент взрыва поезд находился в тоннеле. По последним данным, в результате происшествия погибли 14 человек, 49 находятся в больницах.
« Медведев прокомментировал фильм-расследование...
Подозреваемый в исполнении взрыва в... »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+5
Керамическое оружие не определяется металлодетекторами. Керамические убойные элементы и взрывчатое вещество плюс взрыватель, который может проноситься отдельно. Способов море, до банального подкупа и вербовки. Искать надо гораздо раньше, на оперативном уровне.
0
Да никто не будет париться и керамикой начинять. Дорого… Так пронесут. Не всех же просвечивают. В час пик особенно.
-3
Какое керамическое оружие? Бомба, начиненная поражающими элементами? Чего куришь, барбос, в последнее время — мозги немногочисленные набекрень… С концами уже.
+1
У тебя керамическая голова, вдобавок она пустая. Гуманитариям грамотных людей никогда не понять. Для тебя керамика — глина. Усни спокойно от этого знания.
+3
про человеческий фактор: спускаюсь как то в метро, останавливают, «документики» и все такое, нету документов грю, дома забыл, давайте по базе пробьем вас, пробивайте говорю, диктую, и смотрю что он там написывает, и он вместо 80-го года пишет 70-й, я ему говорю 80-го я) на тот момент мне где то 32 было) спрашиваю реально на 42 выгляжу) он такой смотрит на меня тупейшим взглядом и выдает «ну вообще похож», после чего спрашиваю его, как вас на работу взяли в органы? если вы не возраст человека определить не в состоянии?) молчит ) ну я развернулся и пошел дальше по своим делам)
-1
Место укажите, где произошла животрепещущая история. Без конкретики не верится тем, кто регулярно пользуется метрополитеном… Где редко останавливают людей славянской внешности для проверки документов. Если они не откровенные бомжи внешне…
+2
если я укажу место, то тебе «поверится» сразу что ли, или просто яда куриного накопилось?))
+2
Не сработала потому что кому то хорошо заплатили кому то это было надо