Президент России встретится с аятоллой Хаменеи, который по-прежнему считает США «великим сатаной»
Владимир Путин готовится совершить, пожалуй, одну из главных зарубежных поездок этого года. Про Иран в современной внешней политике России можно сказать практически словами поэта: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» От позиции Тегерана сейчас во многом зависит и успех российской военной кампании в Сирии, и судьба Башара Асада, и перспектива борьбы с Исламским государством в целом. Не говоря уже о ценах на нефть и оружейных контрактах.
Визит, намеченный на 23 ноября, уже наделал шороху на Западе и изменил планы короля Саудовской Аравии, который в очередной раз отложил свой приезд в Россию.
В последние несколько месяцев ни одна неделя не обходится без того, чтобы Иран и Россия не объявили об очередном совместном проекте на земле, на воде или в космосе. Обе стороны в унисон говорят о новой фазе межгосударственных отношений и о беспрецедентном сотрудничестве, которое стало возможным после заключения «ядерной сделки».
Не стоит забывать, что Тегеран остается главным и, по большому счету, единственным союзником России в Сирии. По некоторым данным, командир корпуса стражей иранской революции Сулеймани посещал в июле Москву для координации новых военных операций с Кремлем. Обе страны настаивают на сохранении у власти Башара Асада. «Если он уйдет, Сирия превратиться в рай для террористов», — заявил на днях президент исламской республики Хасан Рухани.
После террористических атак в Париже казалось, что мировые державы смогут оставить в стороне споры вокруг дальнейшей судьбы сирийского лидера (по крайней мере к этому призывал глава МИД РФ Сергей Лавров) и договориться о создании единого альянса против «Исламского государства» (запрещено в России). Однако подходящий момент, по всей видимости, был упущен.
Уже в четверг Барак Обама подтвердил приверженность принципу «кто не с нами, тот против нас». По его словам, Россия и Иран должны определиться — продолжать ли им поддерживать Асада или «присоединиться к международным усилиям с целью разгрома экстремистов». Усидеть сразу на двух стульях не получится, дал понять лидер США.
Его «ультиматум» Владимиру Путину в понедельник предстоит обсудить с руководством Ирана — президентом Рухани и аятоллой Хаменеи.
Помощник главы государства Юрий Ушаков рассказал, что встреча с высшим духовным лидером стоит первой в графике визита, тогда как переговоры с Рухани запланированы на конец рабочего дня после форума экспортеров газа и торжественного ужина.
Эксперты, в свою очередь, утверждают, что шансы склонить к компромиссу аятоллу Хаменеи практически равны нулю. Несмотря на «ядерную сделку», он по-прежнему считает Штаты «Великим Сатаной», до смерти боится «цветных революций» и никогда не откажется от поддержки Асада.
Путин может лишь попытаться ограничить влияние Ирана внутри Сирии и сдерживать его агрессию против Израиля. Напомним, что во время визита израильского премьера Беньямина Натаньяху в Москву, ВВП пообещал ему, что Иран и «Хезболла» не будут использовать сирийскую территорию для нападения на еврейские города и поселения.
Что касается Рухани, то, хотя ему свойственен более прагматичный подход в вопросах внешней политики, на значительные уступки по «сирийской проблематике» он тоже не пойдет. Государственная пропаганда так давно и настойчиво внушает населению, что Асад — это главный друг, а «Исламское государство» Ирану не грозит, что отказ от этих принципов вряд ли будет правильно понят избирателям.
По словам Ушакова, главной целью визита Путина в Иран является участие в форуме стран-экспортеров газа, который проводится с 2001 года. «В этом году девиз форума:»Природный газ — лучшее топливо для устойчивого развития. Иран очень четко обозначил тему, мы ее полностью поддерживаем", — заявил он.
По словам Ушакова, лидеры стран-экспортеров выскажутся за рост потребления газа как наиболее доступного и экологически чистого топлива, сохранение практики долгосрочных контрактов и справедливое распределение рисков между поставщиками и потребителями голубого топлива.
Параллельно с газом, естественно, будет обсуждаться нефть. Хотя Кремль официально приветствует снятие санкций с союзника, искренней радости по случаю возвращения Ирана в пул основных поставщиков нет из-за опасений дальнейшего снижения котировок.
Выходом из ситуации могло бы стать продолжение программы «нефть в обмен на товары». Лучше уж мы закачаем иранскую нефть в свои хранилища, чем она поступит на мировой рынок и обвалит цены. Еще одной темой переговоров станут вопросы военно-технического сотрудничества — в частности, поставки Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300.
Последние комментарии
"… главной целью визита Путина в Иран является участие в форуме стран-экспортеров газа" © — Без комментов. Менеджер Газпрома в действии…