Налог на интернет: Михалков предлагает вариант антипиратского закона

Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет Никита Михалков, готов покончить с пиратством в интернете. Организация, собирающая с производителей и импортеров аудио– и видеотехники отчисления в пользу правообладателей, предлагает схожую модель и для Сети.
По замыслу РСП, платить за размещенный в Интернете контент должны операторы связи, а собирать деньги – получившая государственную аккредитацию организация по коллективному управлению правами.


Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет Никита Михалков, готов покончить с пиратством в интернете. Организация, собирающая с производителей и импортеров аудио– и видеотехники отчисления в пользу правообладателей, предлагает схожую модель и для Сети. По замыслу РСП, платить за размещенный в Интернете контент должны операторы связи, а собирать деньги – получившая государственную аккредитацию организация по коллективному управлению правами.
Что предлагает РСП
В распоряжении РБК оказался проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ «в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Документ, утверждают два источника РБК – в правительстве и в одной из профильных ассоциаций, подготовлен РСП при личном участии президента его совета, кинорежиссера Никиты Михалкова, и в ближайшее время проект поправок может быть представлен президенту Владимиру Путину. Источник, близкий к РСП, подтвердил, что у организации есть своя позиция по проблеме интернет-пиратства. В пресс-службе союза не ответили на запрос РБК.
В ГК РФ предлагается ввести понятие «глобальная лицензия на использование произведения науки, литературы и искусства». Аккредитованная государством организация будет заключать со всеми желающими лицензионные договоры, по которым лицензиат получит право воспроизводить на электронных носителях произведения, «в том числе запись в память ЭВМ», и доводить их до всеобщего сведения.
Правообладатели будут получать вознаграждение на условиях «глобальной лицензии» от операторов связи, «оказывающих услуги по предоставлению доступа и передаче данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Сбором этих средств займется все та же уполномоченная государством организация. Размер и порядок такого сбора должно утвердить правительство.
Предложено также создать общедоступный реестр произведений. Речь идет о так называемом бездоговорном коллективном управлении авторскими и смежными правами, при котором сборщик может получать отчисления даже в пользу тех авторов, с которыми у него нет соглашений.
Планируется, что если этот законопроект будет внесен в Госдуму и принят, то поправки в ГК РФ вступят в силу уже с января 2015 года.
В прилагаемой к тексту поправок концепции глобальной лицензии уточняется, что лицензирование не должно распространяться на программное обеспечение и составные произведения (энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, антологии и проч.). Вознаграждение же может быть фиксированной суммой за каждого абонента. А реестр поможет собрать накопительную статистику по наиболее востребованным произведениям, что можно будет использовать при расчете размера вознаграждения.
«Ожидаемым экономическим эффектом должен стать существенный прирост доходов от нематериальных товаров и услуг во внутреннем валовом продукте Российской Федерации в течение двух лет после реализации соответствующего инструмента», – сказано в концепции.
Таким образом, в России может появиться еще одна организация, управляющая правами на коллективной основе, на этот раз для интернета. В этом случае операторам связи придется отвечать минимум за 28,35 млн абонентов широкополосного доступа в интернет – именно такой была, по оценке iKS-Consulting, общая абонентская база в частном сегменте.
Кто в РФ осуществляет коллективное управление правами
РАО
С 2008 года коллективное управление авторскими правами осуществляет Российское авторское общество (РАО), среди учредителей которого значатся Юрий Антонов, Андрей Вознесенский, Аркадий Арканов, Григорий Бакланов. Организация собирает в пользу композиторов и поэтов-песенников отчисления со всех компаний, которое осуществляют публичное исполнение фонограмм (телеканалы и радиостанции, театры, развлекательные центры, ночные клубы, магазины и т.д.). Как указано в отчете РАО за 2013 год, у общества заключено сейчас более 27 тыс. договоров с пользователями.
ВОИС
Коллективным управлением смежными правами с 2009 года занимается Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Она также учреждена физическими лицами, среди которых, в частности, были Эдуард Хиль и Юрий Антонов. Эта организация собирает отчисления уже в пользу исполнителей и производителей фонограмм. На конец 2012 года у ВОИС было заключено почти 3,7 тыс. договоров с пользователями.
РСП
Коллективное управление авторскими и смежными правами за исполнение аудиовизуальных произведений в личных целях в 2010 году было доверено Российскому союзу правообладателей (РСП), учредителями которого, в частности, являются РАО, ВОИС и Союз кинематографистов России. Собрать деньги со всех конечных пользователей фонограмм невозможно, поэтому для производителей и импортеров звукозаписывающей аппаратуры и носителей информации введен так называемый авторский сбор. Его размер определен в 1% от стоимости носителя. На конец 2013 года РСП заключил всего 86 договоров с плательщиками вознаграждения, указано в отчете союза.
УПРАВИС
Наконец, коллективное управление правами следования в отношении изобразительных произведений, авторских рукописей литературных и музыкальных произведений осуществляет некоммерческое партнерство УПРАВИС, одним из учредителей которого указан Фонд сохранения культурного наследия художника Петра Кончаловского. Никакой информации о деятельности УПРАВИС нет: сайт и телефоны организации не работают, никакие финансовые показатели в базе СПАРК не приводятся.
Особенностью упомянутых российских организаций является бездоговорное управление правами: они собирают отчисления даже в пользу тех правообладателей, с которыми у них не заключены договоры. Одним из обязательств РФ при вступлении в ВТО была отмена к январю 2013 года недоговорного управления правами, но этого так до сих пор и не произошло.
Пользователи все равно пострадают
Операторы широкополосного доступа в интернет не в восторге от потенциальных выплат в пользу правообладателей. Через сети связи передается огромный объем информации, и отличить произведение, защищенное авторскими правами, от, например, собственного музыкального поздравления, которое пользователь пересылает своему знакомому, технически невозможно, объясняет представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Из проекта концепции глобальной лицензии неясно, будет ли оператор связи отчислять сборы за всех своих абонентов либо только за тех, кто пользовался контентом, добавляет пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Если операторов обяжут оплачивать доступ к контенту «за всех», то будут нарушены права абонентов, не пользующихся контентом, так как в данном случае они в скрытой форме будут оплачивать потребление контента другими клиентами, рассуждает Солодовников, оговариваясь, что схема, при которой оператор связи будет платить только за тех, кто скачивает контент, невозможна технологически. С ним соглашается пресс-секретарь «МегаФона» Олеся Яременко: «Мы не сможем отслеживать, какой именно контент и в каком объеме будет скачиваться абонентами, и определять содержимое зашифрованного трафика». В пресс-службе «Ростелекома» сказали, что сформулируют свою позицию только после рассмотрения законопроекта. «Операторы связи не могут нести ответственность за легальность контента, размещенного в сети»,– заявил представитель «ТрансТелеКом».
Вознаграждения для правообладателей в конечном счете означают повышение экономической нагрузки на пользователей, на плечи которых операторы связи переложат сборы для аккредитованной организации, уверен директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. С ним согласен юрист коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» Саркис Дарбинян: «Выставление новых затрат на операторов связи непременно скажется на росте тарифов по выходу в интернет».
Это попытка «творчески переработать под себя» идею открытых лицензий, которая была кодифицирована в ГК РФ и вступила в силу с октября этого года, за которую долго боролось интернет-сообщество, говорит омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов. По его словам, предлагаемый механизм дискредитирует систему открытых лицензий и навязывает под видом глобальной лицензии «налог на интернет», собирать который будет поручено аккредитованной частной компании.
Для таких организаций, как РАО, ВОИС и РСП, открытые лицензии на музыку, например международно признанная система лицензий Creative Commons, представляют «серьезную опасность», говорит Семенов. Эти лицензии означают, что правообладатель разрешает всем использовать свое произведение бесплатно, из‑за чего РАО, ВОИС и РСП не могут собирать за них вознаграждение.
Заместитель министра связи Алексей Волин сказал РБК, что ему ничего неизвестно об этой инициативе. Зато Минкультуры, как заявили в ее пресс-службе, сейчас «изучает данное предложение».
Как сейчас защищаются интересы правообладателей в интернете
Блокировка и иск
Антипиратское законодательство вступило в силу 1 августа 2013 года и позволило блокировать в интернете нелегальный видеоконтент. Правообладатели получили возможность обратиться в Мосгорсуд с соответствующим заявлением об обеспечительных мерах. Если суд выносит решение о блокировке спорного контента на 15 дней, Роскомнадзор доводит эту информацию до хостинг-провайдера, а тот уведомляет об этом владельца сайта. Если он сам не удалит контент, то это в течение трех дней должен сделать провайдер.
Если и он бездействует, то блокировать доступ к сайту должен уже оператор связи. В течение 15 дней, что действуют обеспечительные меры, правообладатель обязан подать в Мосгорсуд иск о защите своих исключительных прав. Если иск не подан, блокировка снимается.
200 заявлений 
и 100 исков
За первый год действия антипиратского законодательства было подано свыше 200 заявлений об обеспечительных мерах, из которых было удовлетворено чуть больше 160, уточняла РБК пресс-служба Мосгорсуда в конце июля 2014 года.
Количество поданных исков от правообладателей за первый год, по подсчетам РБК, не превысило сотни, на середину июля было удовлетворено более 50. Иски подавались исключительно к хостинг-провайдерам, многие из которых зарегистрированы за рубежом. Поэтому лишь считаное количество раз ответчики являлись на судебное заседание.
Первый год работы антипиратского законодательства доказал свою эффективность, заверили РБК минувшим летом в Минкультуры. «Уровень потребления нелегального контента в цифровой сети снизился, но искоренить до конца его не удалось», – озвучила позицию министерства его пресс-служба.



Поправки и сроки
В феврале 2014 года поправки в антипиратское законодательство внес в Госдуму ее вице-спикер Сергей Железняк. Его законопроект позволяет блокировать незаконное размещение в интернете не только видеоконтента, но и всех других объектов интеллектуальных прав (фонограмм, литературных произведений, программного обеспечения и т.д.). Не будет распространяться антипиратское законодательство лишь на фотографии.
В первом чтении поправки были приняты в марте, во втором – в июле. Но уже тогда депутаты профильного комитета по информполитике предупреждали, что этой осенью законопроект могут вернуть во второе чтение и заново принять в новой редакции. Основной спор ведется относительно механизма внесудебного урегулирования споров.
Председатель думского комитета по культуре Станислав Говорухин ранее предлагал такой вариант: правообладатель обращается с претензией напрямую к владельцу сайта, и если тот не отреагирует на обращение, его ждет штраф. В последней озвученной версии поправок решено отказаться от штрафов. В принятой сейчас во втором чтении версии поправок говорится, что они вступят в силу в декабре этого года. По мнению интернет-сообщества, целесообразно сдвинуть эти сроки до 2016 года.
« Британские ВВС заявили о перехвате российского...
Эдуард Лимонов призвал участников акции... »
  • -33

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+11
Сколько желающих СОБИРАТЬ деньги!.. А вот, обеспечивать деньгами народ, наверно, ни одного не найдётся…
+1
Архимудро!
+2
Работать надо. :))) Вон Михалков как пашет-то! :))
+8
Человек разбогател снимая провальные в прокате фильмы, такое возможно наверное только у нас. И все равно государство не скупится давать деньги на его творения, т.к. ни один предприниматель вкладывать в его туфту не будет. В том же ненавистном нам Голливуде фильмы снимаются исключительно на частные деньги, а государство с этого имеет прибыли астрономические.
-1
Сара! С каких это пор, Израилю Голивуд стал — «ненавистном нам»?
+6
Верно. И их не мало от искусства. Тот же Церетелли…
+6
За воздух надо бы налог ввести- загазованность большая.
+8
И зачем нам нужен Михалков со своими фильмами?.. Фильмы должны воспитывать ЛЮДЕЙ ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ. А не развлекать. ФИЛЬМЫ ЭТО ДОСТОЯНИЕ НАРОДА, А НЕ АВТОРА.
+2
Закон нужен и он должен работать. Правообладатели, которые не получают денег за свои труды будут узаконены, как имеющие право требовать себе суммы от продажи своих материалов.
+9
Не буду смотреть фильмы, слушать музыку и читать книги. Пусть Михалков над этим добром чахнет. Я обиделась. :)))
+1
я тоже примерно так подумала
+1
Люди должны платить за широкоэкранный просмотр со всеми удобствами или песню спетую вживую артистом или книгу напечатанную на хорошей бумаге. А они уже скоро за упоминание имени «Михалков» или «Киркоров» начнут деньги драть.
+1
покупая фотоаппарат, фото рамку, итп Вы уже ему отстегнули.
+2
Семья хамелион-михалковых Быстро меняет свой окрас согласно политической обстановки в стране. Он сейчас уже имеет % от ввезённых в страну носителей информации, и не важно что я запишу на болванку, карту памяти, жесткий диск Свою семью или фильм я все равно заплачу этому гнусу. Вот так то надо успеть везде и всегда постелить постель царю, сочинить гимн какой угодно власти итд Гнусная Рожа одним словом.
0
Гнусная, гнусная-согласна. Мне он просто как человек не нравится, а уж его голос просто из себя выводит. Играет он иногда хорошо и некоторые фильмы хорошие, но вот сам он… брррр…