РПЦ просит верующих завещать свои органы для трансплантации

В связи с обсуждением законопроекта о донорстве Русская православная церковь просит россиян активнее поддерживать практику посмертного изъятия органов для трансплантации.



«От вашего решения может зависеть чья-то жизнь», — говорится в совместном заявлении двух отделов Московского патриархата — по взаимоотношениям Церкви и общества и по церковной благотворительности и социальному служению. Текст заявления был во вторник передан порталу «Интерфакс-Религия».
Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего, так как это «подлинно христианский поступок», он совершается по примеру «Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира». А значит, «все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других», считают авторы заявления.
Отмечая положительные стороны нового законопроекта о донорстве в сравнении с действующим законом, Церковь в то же время считает, что «многие положения нового законопроекта вызывают сомнения».
Например, в нем допускаются изъятие органов и их трансплантация не только в государственных, но и в частных учреждениях здравоохранения. Здесь очевидны возможности злоупотреблений в ущерб здоровью потенциальных доноров органов, полагают в Церкви.
Законопроект разрешает также детское донорство органов. Его авторы указывают на то, что изъятие органов у умерших детей совершается только с согласия родителей.
«Однако в самом тексте закона эта норма выражена иначе. В случае если ребенок умирает в больнице, одному из родителей сразу же сообщают о смерти и спрашивают согласие на изъятие органов. Очевидно, что известие о смерти ребенка повергает родителей в шок, и в этом состоянии сложно требовать от человека взвешенных и продуманных решений. Но если в течение двух часов после смерти ребенка родитель не сказал, что он не согласен на изъятие органов, врачи начинают процедуру трансплантации», — указывают в Церкви.
При этом, добавляют они, в законе написано, что достаточно спросить согласие на изъятие органов только у одного родителя. «Непонятно, что делать, если один родитель согласен, а другой нет. Таким образом, в данном случае заложена возможность для возникновения конфликтных ситуаций», — сказано в заявлении.
Кроме того, говорится далее, многие люди не заявляют при жизни, согласны они или нет на изъятие органов после смерти. Если такой человек умирает, в течение часа врачи должны сообщить о смерти родственникам. Однако, если врачи им не дозвонились, человек становится донором.
«Кроме того, врачи не обязаны говорить родственнику, например, жене, о том, что у нее есть право выразить свое несогласие на изъятие органов у мужа. Но даже если жена захочет выразить свое несогласие, в законе эта процедура прописана довольно расплывчато. Жена должна позвонить по телефону в больницу или в письменной форме оформить свой отказ на изъятие органов мужа. Однако неясно, что делать, если телефон в больнице не отвечает, а жена находится так далеко, что добраться до больницы за два часа физически невозможно. Если же она находится в больнице, то непонятно, где искать нотариуса или руководителя медицинского учреждения ночью, если потребуется заверить документ о несогласии», — пишут авторы заявления.
Большинство этих проблем, по мнению Церкви, снимается, если будет введена «презумпция несогласия на посмертное изъятие органов», поскольку «такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества».
Таким образом, для спасения людей, нуждающихся в пересадке органов, государственные власти должны не только создавать соответствующую медицинскую инфраструктуру, но и проводить информационно-разъяснительную работу, которая будет направлена на увеличение числа потенциальных доноров, и сделать процедуру волеизъявления максимально облегченной, полагают в Церкви.
«Этот принцип требует больше сил и времени. Но только в том случае, если каждый член общества будет понимать свою личную ответственность за жизнь других людей, это сделает его жертву искренней и осмысленной», — говорится в заявлении.
Отметим, что отношение Церкви к трансплантации органов выражено в XII главе Основ социальной концепции РПЦ. Соборное мнение в отношении трансплантации органов — положительное, если это акт дарения со стороны родственников больного, а не купля-продажа, что безнравственно, сказано в документе. По словам председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерея Сергия Филимонова, подарить свою почку может любой высоконравственный человек, узнавший, что кто-то умирает, и пожалевший больного. Об этом он сказал в интервью сайту общества.
По мнению священника, человек в завещании может высказать последнюю волю — отдать свои органы для спасения человеческих жизней. Не последнюю роль играет и то — развита в данной стране трансплантология или нет и какого вероисповедания придерживаются жители. У исламистов по этому вопросу одно мнение, у буддистов или западных христиан — другое… Ни осуждению, ни наказанию человек, отказавшийся отдать свои органы, не подвергается. Это акт сугубо добровольный.
«Но надо сказать — это хороший шаг, когда человек и после смерти хочет совершить доброе дело. Нас ведь не удивляет поступок одного из святых отцов, завещавшего бросить себя после смерти на съедение собакам. Мы не считаем его безумным, но видим в этом лишь величайшую степень смирения. Ученики, конечно, не сделали этого, но тем не менее такое духовное завещание было в истории Церкви. Поэтому если кто-то хочет завещать свои органы больным людям — это доброе дело. Многие медицинские профессора завещали свои органы и тела мединститутам, чтобы студенты могли учиться по ним», — сказал протоиерей Сергий Филимонов.
« "Мы не венчались"
Путин растерялся... »
  • +2

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Сырой документ. Будет много злоупотреблений. Как ты докажешь потом, что звонил в больницу и не разрешил использовать органы для пересадки другому человеку, ведь слово к делу не пришьешь. И почему только два часа дано. Действительно, смерть для родственников такой удар, а тут будут приставать еще по поводу изъятия органов.
0
  • avatar
  • ogn12
Опять лазейка для злоупотреблений. Это надо же было придумать утвердить законодательно(!!!!!!!!!!!!!??????) право взять чужое. Если следовать подобной логике, то нужно наказывать не воров, забравшихся в чужой дом, а хозяев.
0
Все так сомнительно
0
Если касаемо меня лично и после смерти, то мне уже всё равно будет, да и часть меня в ком-то поживёт. А что касаемо чёрного рынка, так это, естественно, отдельная тема и вызывающая однозначно негативную реакцию.
0
Страшновато, с одной стороны, 8-я девочка на против нас живет, ей пересадили сердце другого ребенка, погибшего в автокатастрофе, по разрешению матери погибшего. Теперь она будет жить… Но с другой стороны черный рынок будет охотиться за людьми пуще прежнего.
0
Вот РПЦ пусть и начнет с себя, а если этот закон пройдет начнется массово изъятие органов без ведома родственников, врачи на этой золотой жиле кучеряво жить будут.
0
Цель церковников — смерть людям, власть и взятие подати, чтобы самим ни хера ни делать, а жить как белые люди! Клоуны удодские!
0
Ну вааащщщеее опустились рпцшники — ниже некуда!!! Позорище, церковь показывает открыто свой каннибальско-вампирский оскал и даже не стыдится призывать к сатанинским действам! Агония явная налицо!
0
Что сатанинского в спасении жизни людей?
0
Эта тема очень деликатна и не очень хорошо законодательно проработана! Людей надо готовить к принятию подобных тем годами!!!
+1
  • avatar
  • ivlem
Позор такой церкви